06.07.2018

Казалось бы, что может быть сложного в выборе компьютерной мышки? Даже для гейминга. Наверняка многие из вас прошли сотню игр и ни разу не задумались, что для большего удовольствия вам нужен был особенный контроллер. А зря! Как минимум потому, что труд инженеров какой-нибудь Razer, которые месяцами не спят и придумывают для нас новую Hyper Mouse 9000 GTX Red Gates Limited Edition, остаётся незамеченным. Или не зря? В общем, сейчас попробуем разобраться в том, что такое геймерская мышка, какой она бывает и можно ли без неё прожить.

Давным-давно, в далёкой-далёкой Америке...

Но для начала традиционно немного баек из прошлого. Историю ПК-гейминга до массового распространения «грызунов» можно описать двумя словами: господство клавиатур. Да, представьте себе, было время, когда играли только на клавах. Забавно, но хитами при таком раскладе нередко становились шутеры. Сегодня представить зависание в виртуальном мире без мыши, если это не автосимулятор или платформер, довольно трудно. Это устройство однозначно изменило мир видеоигр. Однако произошло это несколько позже, чем мышь в принципе появилась на свет.

Первый представитель контроллеров, о которых мы сегодня говорим — а точнее, его прототип — был показан в 1968 году изобретателем Дугласом Энгельбартом. Однако только в 1981 году появился первый персональный компьютер, который поставлялся с мышью. Этим прорывным устройством стал Xerox 8010 Star Information. Тогдашний вариант контроллера имел три кнопки и стоил колоссальных денег: 400 долларов. Монополия немцев на этом рынке длилась недолго — уже в 1983 году Apple выпустила свой персональный компьютер Lisa, который комплектовался однокнопочной мышью всего за 25 долларов.

Прототип мыши

Стоит заметить, что в СССР в сфере информационных технологий в то время царила своя атмосфера: у нас делали всё своё. В том числе и «манипулятор графической информации "Колобок”», и «устройство ввода координатное "Марсианка"».

Разумеется, и зарубежные, и отечественные аналоги имели шаровый привод с массой недостатков, начиная с невысокой точности и заканчивая случайными срабатываниями из-за грязи. На этих устройствах играли и плевались, но уже в их эпоху начала появляться геймерская периферия. 

Шариковая мышь

Пионером в этой нише стало основанное в 1998 подразделение компании kärna, получившие название Razer. Её первым продуктом стала как раз таки мышь. Точнее — мини-серия Boomslang, состоящая из моделей 1000 и 2000. Выпущена она была в 1999 году, и уже тогда многие отметили, что Razer выиграла, поставив на вычурный дизайн: мол, все устали от однотипных серых вариантов Microsoft и Dell, а тут у нас и форма нестандартная, и даже подсветка есть.

Справедливости ради стоит заметить, что серия Boomslang предлагала не только интересный внешний вид. Несмотря на шаровый привод, мышки Razer могли порадовать игроков огромной по тем временам разрешающей способностью до 2000 DPI (у офисных аналогов этот показатель был на уровне 200-400), высокой скоростью опроса (до 200 Гц) и визуальным интерфейсом для настройки. Высокий DPI получался за счёт того, что движения шарика считывались оптическим сенсором. У большинства других устройств была полностью механическая конструкция. В общем, геймерская мышь на самом деле давала то, чего не было у скучных аналогов.

Геймерство в массы!

Однако с выходом Boomslang революции на рынке не случилось. Та же kärna вместе с Razer в 2000 году пошла ко дну и только в 2005 году возродилась стараниями Мин-Лян Тана, бывшего топ-менеджера kärna и текущего руководителя Razer. Примерно в это же время широкая аудитория и узнала о девайсах для ПК-гейминга: к тому моменту в нише уже господствовали устройства с оптическим сенсором, пришедшим на смену шарикам. Новинки были точнее, чувствительнее и меньше страдали от грязи и пыли. На пятку оптическим мышам наступали оптические лазерные, которые не требовали наличия специальных ковриков.

Тогда же новую стезю начали осваивать и производители скучного офисного оборудования вроде Logitech. Мало кто помнит модель 2005 года G1, первую мышь Logitech, ориентированную на геймеров, а вот её ровесница MX518 наверняка запала в душу многим геймерам. Только представьте: на дворе нулевые, а на столе у вас контроллер словно из 2100-го – с 8-ю кнопками, анатомической формой и оптическим сенсором, переключающим DPI с 400 до 1600. В общем, «грызун» стал народным любимцем и долгие годы был дружелюбным соседом многих игроманов. 

Таким образом, можно утверждать, что господство геймерской периферии началось в 2004-2005 году. Что важно, с момента появления оптических и лазерных сенсоров фундаментальных изменений в техническом плане мыши для видеоигр не претерпевали. Мелких же — предостаточно. Помимо DPI, к критериям оценки функциональности контроллера прибавились количество программируемых кнопок, регулировка веса, пропускная способность интерфейса и даже объём встроенной памяти, влияющий на количество сохраняемых пользовательских пресетов.

Трендом последних двух-трёх лет является беспроводное соединение. Отдельные производители экспериментируют вообще в неожиданных областях: например, шведская компания Monix уже не первый год выпускает мыши Naos QG со встроенным оптическим пульсометром и сенсором кожно-гальванической реакции. Хотя бы для того, чтобы зрители трансляций могли в прямом эфире наблюдать за уровнем стресса стримера.

В общем, теперь вы знаете, как зародилась индустрия геймерских мышей. А теперь пора выяснять, как выбрать подходящее «оружие» для виртуальных сражений!

Лазерная или оптическая?

На обывательском уровне все знают, что есть оптические и лазерные мыши. На деле все они оптические: в основе обоих типов лежит механизм, похожий на цифровой фотоаппарат, только с очень маленькой матрицей. Эта камера беспрерывно фотографирует поверхность коврика и сравнивает полученные изображения; на основании разницы в фотографиях мышь понимает, что она движется в каком-либо направлении.

В «оптических» моделях поверхность, по которой ездит гаджет, подсвечивается красным светодиодом, в «лазерных» — лазером. На практике разница между ними заключается в том, что лазер способен глубже проникать в текстуру поверхности. Это позволяет подсвечивать больше деталей, а значит, матрица получает больше информации. Однако и современные «оптические» мыши неплохо справляются со сканированием, так что производители геймерских моделей одинаково часто используют лазерные и светодиодные решения. Разве что Razer чаще отдаёт предпочтение лазерам, а Logitech — светодиодам. 

Три главные буквы — DPI

DPI расшифровывается как dots per inch, что можно перевести как количество точек на дюйм. Что за дюймы и точки? Объясняю без всяких формул, наглядно и максимально доступно. Допустим, у вас есть экран с разрешением 10000 на 10000 пикселей и мышь c разрешающей способностью 1000 DPI. Чтобы курсор проследовал из одного края экрана в другой, вам потребуется сдвинуть контроллер на 10 дюймов; чем выше DPI, тем быстрее курсор будет перемещаться по площади монитора.

В своём примере я использовал идеализированные разрешения дисплея и разрешающую способность мышки. На практике цифры, само собой, всегда другие. Однако отсюда важно вынести следующее — количество DPI у современных контроллеров зачастую избыточное. Cоотношение сторон истинного 4К, популярного сегодня разрешения изображения, равно 4096 на 3072 пикселей. Максимальный же DPI современных мышек — до 16 000 (например, Razer Basilisk). Делим 4096 на 16000 и получаем 0,256. Последняя цифра — это расстояние в дюймах, на которое нужно переместить мышь, чтобы курсор перемахнул из одного края картинки в другой. Сами понимаете, на практике такое никогда не пригодится.

Как показатель DPI связан с играми? Тут предпочтения геймеров зависит от тренировочных дисциплин. Так, например, для стратегий традиционно необходим более быстрый курсор, поэтому DPI они выставляют в районе нескольких тысяч. В шутерах требуется микроконтроль, поэтому DPI выставляется меньше. Вот так, например, выглядит статистика CS:GO; по ней видно, что большинство игроков на высоких рангах используют разрешение мышки в районе 400-800.

Как нам признался про-игрок из Team Liquid, раньше, когда офисные мышки имели разрешение 600-800 DPI, геймерские контроллеры с тысячами DPI были полезны. Сегодня же большие цифры используются скорее для рекламы.

Мышиные герцы

Второй важный фактор при выборе «грызуна» — частота его опроса. Это параметр обозначает количество сообщений о местоположении, которое мышь отправляет в компьютер за 1 секунду. Частоту опроса традиционно измеряют в герцах. Чем выше показатель, тем быстрее курсор реагирует на движение контроллера и, как следствие, плавнее двигается.

Вы могли где-то слышать, что высокая частота опроса нагружает центральный процессор ПК. Это так, но относиться к этому стоит как к легенде из нулевых: какой бы ни была частота, нагрузка на современный процессор составит меньше 1%.

Профессиональные геймеры обычно используют мыши с частотой либо 500 Гц, либо 1000 Гц. Эти параметры обеспечивают время отклика либо 1-2 мс, и тут нет единственного верного варианта. Хотя важно отметить, что на 500 Гц мыши работают стабильнее, чем на 1000 Гц. Под стабильностью понимается разброс между минимальной и максимальной частотами, при которых работает контроллер: он либо большой, либо маленький. На 500 Гц частота обычно скачет от 490 до 510, а на 1000 Гц — от 900 до 1050 (у всех по-разному). Это значит, что при выборе 500 Гц среднее значение ближе к заданному. Большие скачки чреваты тем, что вы можете почувствовать ложные изменения в чувствительности. Однако, как я уже сказал, опытные игроки часто пользуются обоими вариантами. Казуальные игроки могут смело игнорировать этот фактор.

Практически все современные игровые и даже офисные мыши могут работать при частоте опроса в 1000 Гц, но по умолчанию многие «пашут» при частоте 125 Гц. При выборе того или иного «зверька» важно знать, получите ли вы из коробки простой способ регулировки этого параметра или нет. У геймерских моделей для настройки частоты и других опций почти всегда есть специальные утилиты. С простыми придётся повозиться в настройках драйверов и Windows. 

Замечу, что долгое время геймеры презирали беспроводные мыши из-за низкой скорости отклика, однако модели последних поколений научились достигать заветных 1000 Гц. Тут, правда, уже встаёт вопрос цены: такие мыши, как правило, значительно дороже.

Чем тяжелее, тем лучше? 

Третий важный для многих фактор — это дополнительные опции. В их числе регулируемый вес. Для чего? Производители уверяют, что для некой балансировки, но пользователи интернета до сих пор не пришли к однозначному мнению: одни считают, что это вопрос личных предпочтений, другие пытаются оправдать необходимость утяжеления «грызуна» с точки зрения физики. На практике ясно одно — лёгкой мышью играть непросто хотя бы потому, что провод оказывает заметное сопротивление. Особенно если оплётка твёрдая. Тяжёлый же контроллер послушнее.

К слову о проводе. Имейте в виду, что, чем выше от основания провод выходит из корпуса, тем лучше, поскольку низкий шнур практически сразу касается коврика и стола и оказывает дополнительное сопротивление движению. Да и шуметь вы так будете заметно сильнее.

Киберспортсмены же считают регулировку веса спорным моментом. В шутерах, как я уже заметил, играют на низкой чувствительности, то есть елозить мышкой приходится по большой площади, что за 5-6 часов беспрерывной игры запястьем чувствуется довольно-таки сильно. Чрезмерно тяжёлый гаджет это положение только усугубляет.

Мышь-трансформер — то что надо?

Трудно поверить, но иногда даже вес — не самый затруднительный пункт выбора достойного орудия «убийства». Некоторым игрокам важно, чтобы анатомическая форма контроллера соответствовала разным хватам! Их, как правило два: «полный», когда ладонь полностью накрывает контроллер, и «когтевой», когда мышь хватается пальцами. Для этого производители выпускают устройства, в которых можно регулировать ширину корпуса, длину спинки и угол наклона подставки для большого пальца. Также есть модели со сменными элементами.

Картинки по запросу zowie mouse

Много кнопок — залог победы? 

Ещё один момент — россыпь дополнительных кнопок. Тут сразу стоит разделить устройства на 2 категории: для MMO-игр и для шутеров. В первом случае помимо колеса ПКМ, колеса и ЛКМ мышь сдабривается в среднем 12-ю дополнительными клавишами. Цель — снизить нагрузку на левую руку. Все, кто знаком с жанром MMORPG, знают, что при управлении особо сложными героями коллекция макросов на клавиатуре может достигать нескольких десятков. «Грызуны» же типа Logitech G600 MMO чуть-чуть упрощают жонглирование этими опциями. В общем, в отдельных играх обилие кнопок действительно полезно.

С шутерами ситуация сложнее. Нет единого мнения относительно конкретного числа дополнительных клавиш на мышке, однако доподлинно известно одно — профессиональные еймеры резко негативно относятся к переизбытку органов управления на контроллере. Логика простая: чем больше кнопок, тем больше вероятность совершить случайное нажатие, которое в играх, где всё рассчитано до миллиметра, приведёт к фатальным последствиям.

В это трудно поверить, но именно такими мышками играют профессионалы

Немного статистики

Так, например, по итогам 2015 года выяснилось, что практически все киберспортсмены CS:GO используют мыши с аскетичным дизайном и 3-4 (чаще 2-мя) дополнительными кнопками.

Вот их список:

  • SteelSeries Rival
  • Razer DeathAdder Chroma
  • Zowie EC2-A
  • Logitech G303
  • SteelSeries Sensei RAW
  • Razer DeathAdder 2013
  • Zowie FK1
  • Zowie ZA12
  • Zowie AM-GS.

Практически все модели до сих пор актуальны, у многих есть обновлённые аналоги. Так что можете смело брать и радоваться профессиональному геймингу.

Картинки по запросу zowie mouse

А вот результат опроса 2017 года. Журналисты опросили 373 представителей киберспорта, выступающих в дисциплинах CS:GO, Overwatch, PUBG и Tom Clancy’s Rainbow Six, и составили ТОП производителей мышек:

  • Zowie – 46,4%;
  • Logitech – 23,1%;
  • Razer – 14,2%
  • SteelSeries – 7,8%;
  • FinalMouse – 2,75%;
  • Остальные бренды – 5,9%.

Вывод

Так какую же мышку брать для гейминга? Отвечу честно — не знаю. Но все же хотел бы отметил несколько моментов: во-первых, гнаться за количеством DPI не имеет смысла; во-вторых, много кнопок — плохо, если вы не играете в MMO; в-третьих, чем обычнее мышка выглядит, тем лучше. Однако если вам принципиально хочется контроллер, дизайну которого позавидует сам Оптимус Прайм, то, наверное, стоит приглядеться к серии R.A.T. от компании Mad Catz.

Картинки по запросу Mad Catz RAT 9

Мышь Mad Catz RAT 9

И, пожалуй, самый важный пункт — никто за вас не решит, какой контроллер вас удовлетворит. Поэтому не ленитесь, вставайте с кресел и отправляйтесь в специализированные магазины трогать десятки разных моделей. А потом уже заходите в интернет и заказывайте понравившуюся модель подешевле.

И да, помните, что для казуального гейминга вам всегда хватит обычного офисного «грызуна». Даже того, которого вы решили заменить и в поисках истины забрели на эту страницу. Если любопытство не исчерпано, загляните еще и к нам в Telegram – гарантируем пару любопытных вбросов. До связи!