19.04.2018

Когда в последний раз вы слышали слово «ау!», использованное по его прямому назначению? Увы, навигационные системы сделали это классическое междометие устаревшим и выбросили его за ненадобностью на свалку словарей и энциклопедий. Взамен геопозиционирование сделало нашу жизнь удобнее, проще и даже интереснее. Вызов такси, автомобильная поездка, поиск незнакомого дома — всё это происходит теперь быстро и легко, и мы начинаем чувствовать себя некомфортно лишившись навигационного функционала.

В каждой сфере производства есть свой авангард, и в первых рядах навигационной техники обосновалась американская компания Garmin. Многие наши читатели знают её по замечательным спортивным часам, в производстве которых Garmin преуспела в последнее десятилетие. Однако, начиналось всё с GPS-навигации, да и по сей день геопозиционное оборудование остаётся главным сегментом деятельности компании. Предлагаем вам небольшой экскурс «по эту сторону» Garmin.

Из истории

Компания была основана в 1989 году — ещё на заре GPS-навигации. Широкой общественности радиопозиционирование было ещё неизвестно, до глобального спутникового покрытия было ещё далеко, а систему использовали в своих целях военные. Чтобы понять разницу между «тогда» и «сегодня», представьте: первый навигатор Garmin стоил 2 500 долларов. И покупателем конечно же была армия США. Этот факт говорит нам в пользу умений компании, поскольку она набила руку в производстве навигационной техники ещё задолго до её популярности.

Навигатор Garmin 1989 года

1990 годы стали десятилетием интенсивного развития. Garmin активно обеспечивала оборудованием армию на воде, в воздухе и на суше; пережила 1995-й, когда GPS-спутники наконец покрыли всю земную поверхность; и с триумфом добралась до 2000-го, когда ФБР сняло ограничение на использование GPS для гражданского пользования. Этот год стал началом эры спутниковой навигации, и Garmin была готова покорять новые вершины: на 22 августа 2000 года компания владела 35 патентами в GPS-технологиях, а её ежегодная прибыль превышала 64 млн долларов.

Зачем нужны навигаторы? Есть же смартфоны

Действительно, аппаратные навигаторы постепенно теряют свою актуальность, однако они всё ещё предпочтительнее GPS-датчиков в смартфонах. Дело в том, что компактные размеры последних не позволяют оборудовать их габаритной антенной — а от неё напрямую зависит скорость и точность приёма сигнала со спутников. Даже обладатели премиальных смартфонов нередко сталкиваются с медленным «холодным стартом» GPS-системы, или случаями, когда она и вовсе отказывается работать. Аппаратные устройства лишены этих недостатков, поскольку оснащаются мощными антеннами и приёмниками.

Здесь следует сделать отступление: поговаривают, что Broadcom планирует запустить в 2018 году новые GPS-чипы, способные работать с частотами L5 — а это значит, что точность геопозиционирования с 20 метров изменится до 40 см. Если смартфоны станут оборудовать этими датчиками, актуальность навигаторов ещё больше сойдёт на нет, однако вопрос с антеннами по-прежнему останется актуальным.

Кроме того, аппаратные устройства полностью заточены под навигацию и, как следствие, обладают рядом удобств:

  • аппаратными кнопками для навигации;
  • продвинутой защитой от воды и пыли;
  • компасом, в разы лучше телефонных.

Также крупные производители GPS-систем имеют качественные пакеты карт, зачастую стоящие немалых денег или вовсе недоступные пользователям смартфонов. Здесь, кстати, стоит упомянуть: из зарубежных GPS-систем сегодня только карты Garmin полноценно работают на территории России. В последнее время с ними успешно конкурируют бесплатные Яндекс.карты, и есть предпосылки для того, чтобы роли в скором времени изменились. Но это тема для отдельной большой статьи.

Так или иначе, аппаратные навигационные системы сегодня всё ещё удобнее и функциональнее своих телефонных собратьев — а Garmin старается идти в ногу со временем и постоянно совершенствует свои приборы.

Навигаторы Garmin

Garmin производит огромное количество геопозиционной техники и связанных с ней аксессуаров: начиная от автомобильных GPS-проекторов и заканчивая ошейниками для собак. Те же смарт-часы стали настолько популярны, что компания запустила сразу несколько линеек спортивных гаджетов. Что касается непосредственно навигаторов, Garmin разрабатывает устройства для дорожного, морского, авиационного и туристического геопозиционирования. Специализированная техника нас интересовать не будет, а вот универсальные туристические устройства мы рассмотрим подробнее.

Арсенал многофункциональных приборов Garmin также включает несколько линеек. Каждую из них мы опишем на примере соответствующего устройства.

Montana

Montana — линейка самых продвинутых универсальных навигаторов Garmin. Помимо традиционного геопозиционного функционала эти устройства обладают всеми современными фишками: здесь и большой цветной дисплей, и сенсорное управление, и автоповорот экрана и даже цифровая камера. Навигаторы Montana подойдут для использования в пешей, авто-, мото- и морской навигации. Опишем линейку на примере старшего устройства Montana 680.

Прибор представляет собой защищённый навигатор размером 7,48 х 14,42 х 3,64 см и весом 331 г. Может показаться, что для пеших походов гаджет великоват, однако Montana 680 незаменим при смешанном типе передвижения: не зря его часто приобретают владельцы катеров, квадроциклов или эндуро. В зависимости от имеющегося у вас транспорта для навигатора можно отдельно купить соответствующее крепление. Выбор последних велик: от велосипедных и снегоходных до автомобильных и лодочных. Полезной функцией является возможность заряжать навигатор через крепление от бортовой сети транспортной машины.

Montana 680 — модель защищённая от воды и пыли по стандарту IPX7. Корпус из плотного чёрного пластика прекрасно собран и не имеет люфтов или зазоров. Все разъёмы скрываются за прорезиненными заглушками, а батарейный отсек расположен под крышкой с винтом, утопленным в корпус.

Навигатор оснащён сенсорным 4-дюймовым дисплеем с разрешением 272 х 480 точек — вариант, которого более чем достаточно для навигационных нужд. Присутствует режим работы в перчатках. Цветной дисплей пригодится не только для позиционирования, но и для работы с 8-мегапиксельной камерой, оснащённой модулем автофокуса. Работа камеры синхронизирована с навигационной программой, которая автоматически ставит метки для сделанных снимков. Приятным бонусом для покупателей Montana 680 является также бесплатная годовая подписка на свежие спутниковые фотографии Birdseye.

Устройство оснащено высокочувствительным GPS-приёмником, а на корпусе есть разъём для дополнительного подключения внешней антенны. Ресивер использует данные спутников GPS и ГЛОНАСС, а функции WAAS и HotFix обеспечивают своевременные поправки и прогнозирование данных. Также гаджет оборудован 3-осевым компасом и барометрическим альтиметром. Встроенного хранилища на 8 Гб с головой хватает для хранения стоковых карт, а дополнительно есть возможность расширить объём памяти за счёт microSD-карты.

Производитель хорошо позаботился об автономности устройства. Помимо литий-ионного аккумулятора на 2 000 мАч, позволяющему навигатору работать 16 часов без подзарядки, Montana может питаться от 3 обычных батареек АА. В путешествие можно взять несколько комплектов батарей и забыть о проблеме автономности.

И наконец карты: в Россию Montana 680 поставляется с предустановленным пакетом «Дороги России. РФ. ТОПО», который покрывают всю страну и включает подробную систему дорог, адресную и топографическую информацию, а также данные о водоёмах с глубинами для рыбаков и судоводителей. Пользовательский интерфейс навигатора имеет предустановленные режимы для любого вида активности: от пешего до морского.

Стоимость Montana 680 составляет 46 290 руб.

Oregon

Ещё одна линейка универсальных навигаторов с названием, данным в честь одного из штатов Америки. Устройства Oregon дешевле Montana, однако старшая модель седьмого поколения линейки вышла совсем недавно и в некоторых функциях обошла даже описанную нами Montana 680. Навигаторы обеих линеек во многом схожи, поэтому сосредоточимся на отличиях.

Oregon 750 также защищён по стандарту IPX7 и выполнен из чёрного пластика в «монтановском» форм-факторе.       Размеры также сопоставимы (6,1 х 11,4 х 3,3 см), а вот весит Орегон меньше — всего 209,8 г с аккумулятором. 3-дюймовый сенсорный дисплей с разрешением 240 × 400 точек имеет трансрефлективную технологию матрицы, а значит хорошо виден на солнце и в темноте. 8-мегапиксельная камера дополнена светодиодной вспышкой, выполняющей также функции фонарика или SOS-оповестителя.

Чувствительный приёмник прекрасно работает со спутниками GPS и ГЛОНАСС, но вот возможность подключения внешней антенны отсутствует. В подавляющем большинстве случаев эта функция и не нужна, поскольку навигатор отлично ловит сигнал даже в глубине парков или под крышами домов.

Oregon также умеет монтироваться к самым разнообразным рулевым транспортным системам — крепление нужно приобретать отдельно. Обилие предустановленных профилей позволяют использовать гаджет при любом типе активности. Модель совместима с приложением Garmin Connect Mobile и может принимать уведомления со смартфона, а также поддерживает получение метеопрогноза Active Weather на лету. Беспроводные интерфейсы устройства: Wi-Fi, Bluetooth® и ANT+.

Что касается питания, памяти, карт и датчиков — Oregon 750 полностью аналогичен модели Montana 680.

Стоимость навигатора составляет 30 011 руб.

eTrex

Линейка eTrex — младшая среди навигаторов со смартфоноподобным форм-фактором. Прежние модели не имели сенсорного управления, однако последнее устройство линейки eTrex Touch 35 им все-таки обзавелось. Поэтому eTrex теперь может стать альтернативой навигаторам Montana и Oregon.

eTrex Touch оснащён ёмкостным сенсорным 2,6-дюймовым дисплеем с разрешением 272 x 480 точек. Небольшой диагонали экрана в некоторых ситуациях может оказаться недостаточно, однако для универсального пешего и вело-навигатора его предостаточно. Радует компактность гаджета: eTrex 35 весит всего 159 г и имеет размеры 5.8 x 10.2 x 3.3 см. Камерой, в отличие от старших собратьев, гаджет не оснащён.

Корпус навигатора защищён по стандарту IPX7 и изготовлен из тёмно-серого прорезиненного пластика. На боку находится единственная аппаратная кнопка управления. В отличие от моделей Montana и Oregon, eTrex Touch 35 питается только от пальчиковых батареек — под крышкой, фиксированной блокировочным кольцом, их две. Внутренняя память составляет 8 Гб, и традиционно для навигаторов Garmin модель поддерживает установку карты microSD.

eTrex поддерживает протоколы передачи данных Bluetooth и ANT+ — это значит, что с помощью устройства можно получать телефонные уведомления и соединяться с различными спортивными гаджетами. А вот модуль Wi-Fi в модели отсутствует — поэтому для загрузки карт и обновлений необходимо подключиться через кабель к компьютеру.

Гаджет быстро ловит сигналы спутников GPS и ГЛОНАСС и дополнительно оборудован компасом и барометрическим альтиметром — в этом он схож со старшими моделями. А вот озвучивать информацию голосом eTrex Touch не умеет — вместо этого можно настроить простые сигналы привлечения внимания (пип-пип и т.д.)

Стоимость eTrex Touch 35 составляет 23 090 руб.

Gpsmap

Линейка Gpsmap включает сравнительно бюджетные, но очень удобные, функциональные и «неубиваемые» модели универсального предназначения. Эти навигаторы визуально напоминают кнопочные телефоны, оснащены мощной выступающей антенной и управляются аппаратными кнопками на лицевой части корпуса.

Старшая модель линейки Gpsmap 64st имеет скромные размеры 6,1 x 16,0 x 3,6 см и вес 26 г. На этом компактном корпусе разместился 2,6-дюймовый (как у eTrex 35!) цветной трансрефлективный дисплей с разрешением 160 x 240 точек. 8 кнопок и четырёхпозиционный джойстик заменяют сенсорное управление — и надо сказать делают это более чем успешно. В ночное время кнопки автоматически подсвечиваются.

Чёрно-серый корпус изготовлен из пластика с прорезиненными рифлёными вставками — модель защищена от воды и пыли по стандарту IPX7. Выступающая антенна quad helix обеспечивает быстрый приём сигналов спутников GPS и ГЛОНАСС, а дополнительно к гаджету можно подключить внешнюю антенну. Как и старшие навигаторы Garmin, Gpsmap 64st оборудован компасом и альтиметром и умеет подключаться к внешним устройствам через Bluetooth и ANT+. Модуля Wi-Fi в навигаторе нет.

Прибор питается от двух батарей АА, при этом производитель заявляет, что аккумуляторные батарейки необязательно даже доставать из корпуса для подзарядки — достаточно подключить навигатор к компьютеру через кабель. Тут, правда, нужно иметь в виду, что этот фокус сработает только с фирменными батареями Garmin, которые нужно докупать отдельно. От одного комплекта батареек навигатор работает не менее 16 часов.

Навигаторам быть!

Как видно из описанных функций, аппаратным навигаторам ещё нескоро предстоит уйти со сцены: слишком хрупкими и «несерьёзными» кажутся по сравнению с ними смартфоны. Конечно, для большинства повседневных нужд обычного пользователя встроенного в телефон датчика будет достаточно, но если вы велосипедист, мотоциклист или турист — аппаратный навигатор вам ничто по-настоящему не заменит.

Описанные модели — лишь примеры многочисленных товаров Garmin. Так например, в той же линейке Gpsmap модель 78 изготовлена специально для водного туризма, а навигатор Oregon 700 можно рассматривать как бюджетную альтернативу без камеры старшей модели. Изучайте, выбирайте и пишите нам, если возникнут воспросы.

Путешествуйте с хорошими картами и читайте наши блог и Telegram-канал — здесь не бывает скучно!