20.04.2018

В последнюю неделю новостные ресурсы пестрят заметками о разбирательстве, касающемся популярной социальной сети Facebook и некой фирмы Cambridge Analytica, название которой большинству из нас ни о чём не говорит. К ним примешиваются отголоски предвыборной гонки в США 2016 года (не опять, а снова) и личность самого президента Дональда Трампа. Как всё это между собой связано, где же на самом деле был нарушен закон и что теперь будет с Марком Цукербергом? Собираем все детали и подробности воедино.

Что произошло изначально?

История началась в 2014 году, когда некий Александр Коган разработал приложение на платформе Facebook: пользователям предлагалось пройти персональный психологический тест во благо научного исследования. Приложением заинтересовались около 270 тысяч юзеров из США, которые с радостью предоставили приложению доступ к своим личным данным. Однако приложение собрало также информацию об их друзьях, которые совсем не давали на то своего согласия.

Главы правления компании Facebook не расценили это как нарушение требований безопасности. Ранее Facebook позволял сторонним разработчикам собирать данные друзей пользователя. Таким образом, приложение Когана получило информацию о 50 миллионах людей, имеющих аккаунты в этой социальной сети.

Коган, свою очередь, сохранил собранные данные в личной базе, а затем передал их британской частной компании Cambridge Analytica, которая занимается анализом этих самых данных. И вот это уже стало нарушением правил Facebook, которые напрямую запрещают передачу информации вовне. Предполагается, что Cambridge Analytica использовала полученные данные, чтобы создать психологические профили американских избирателей, которые, в свою очередь, могли быть использованы в ходе президентской кампании в США в 2016 году.

Самым интересным во всей этой истории стала, наверное, позиция самой Facebook. Выяснилось, что в компании знали о личной базе данных Когана ещё в 2015-м. Как сообщается, Facebook просила удалить её. Новости о том, что Cambridge Analytica использовала эту базу и как-либо могла повлиять на ход выборов, появились в начале 2017-го. Сегодняшний же скандал вертится вокруг того, когда именно об этом узнали в Facebook, почему не предупредили своих пользователей и вообще не предприняли особых мер по решению этой ситуации.

Ключевой фигурой в этом деле является бывший директор по исследованиям в Cambridge Analytica Кристофер Вайли (Christopher Wylie), который предоставил документы с информацией о действиях фирмы британской газете The Guardian.

Что последовало?

В лондонском офисе Cambridge Analytica прошли обыски. Проблема сохранности данных пользователей Facebook была поднята на уровне лидеров стран ЕС. О проверках и расследованиях в рамках дела заявили США, Канада, Израиль. Компанию Facebook, по всей видимости, в скором времени ждёт судебное разбирательство со своими же акционерами.

По мере того развития этой истории вскрываются не самые лицеприятные подробности. Как пишут СМИ, советник президента США Дональда Трампа по нацбезопасности Джон Болтон стал одним из первых клиентов Cambridge Analytica. В частности, он заказывал у фирмы исследования, которые обошлись ему в сумму свыше 1 млн долларов. Анализ компании частично основывался на данных американских пользователей Facebook.

Личностью Цукерберга заинтересовались различные правительственные структуры. Один из комитетов конгресса США вызвал главу компании для дачи показаний по делу (о готовности сделать это Цукерберг уже заявлял ранее). Европарламент также ждёт основателя Facebook на слушаниях и уже передал официальную повестку. Наконец, разъяснения Цукерберга хотят получить пользователи по всему миру.

Oh, hi Mark

Из-за падения акций Марк Цукерберг потерял шесть миллиардов долларов за один день. Несомненно, это один из крупнейших скандалов за всю историю основанной им компании. Как правило, в таких случаях Цукерберг отвечает вдохновляющими манифестами о том, как Facebook стремится к высокой цели объединения всего мира. Однако в этот раз он хранил молчание до победного.

Пытался ли он за эти напряжённые пять дней продумать достойный ответ, будущую тактику своих действий или что-то ещё – неясно. В любом случае, когда Цукерберг всё же решился нарушить тишину, из его уст прозвучало то, что сейчас называют самым невразумительным извинением. Точнее, извинений как таковых сначала не последовало. «Я работал над тем, чтобы понять, что именно произошло, и как сделать так, чтобы это больше не повторилось. Хорошие новости заключаются в том, что самые важные действия по предотвращению таких инцидентов сегодня уже были предприняты много лет назад. Но мы допустили ошибки, нужно сделать большее, и нам нужно активизироваться и сделать это», - написал Цукерберг в публикации в Facebook. И ведь не поспоришь.

Позже в тот же день Цукерберг открытым текстом принёс свои извинения: «Это было серьёзное злоупотребление доверием, и мне очень жаль, что это произошло». Он также выразил сожаление, что расследование не началось ещё тогда, в 2015 году, когда история с передачей данных Cambridge Analytica только-только просочилась. «Ошибка в ретроспективе», – заявил Цукерберг. Звучит как название детектива.

Прокомментировав ситуацию, разработчик озвучил и дальнейшие шаги своей компании. Для начала Facebook планирует проверить все приложения, у которых был доступ к крупным массивам данных в период до 2014 года, когда сменился кодекс правил соцсети.

Далее Facebook ещё больше ограничит доступ к информации, имеющейся у сторонних разработчиков. В частности, подразумевается следующее нововведение: если пользователь не заходил в приложение более трёх месяцев, создатель приложения автоматически теряет доступ к данным пользователя. Кроме того, доступ к любой личной информации, за исключением имени, фотографии профиля и адреса электронной почты, отныне потребует заключения контракта с юзером.

Наконец, Facebook добавит инструмент оповещения пользователей о том, какие приложения имеют доступ к их данным. Такой инструмент на самом деле уже существует, но о нём мало кто знает. Теперь он появится в верхней части ленты новостей и станет одним из самых приоритетных и заметных.

Реакция общественности

Очень интересна реакция того самого разработчика Александра Когана: он считает, что в разразившемся скандале как Facebook, так и Cambridge Analytica используют его в качестве козла отпущения. «Мы думали, что действуем абсолютно надлежащим образом. Мы думали, что делаем что-то нормальное», – заявил он. Более того, по словам Когана, в компании Cambridge Analytica его убедили, что «тысячи, а может и десятки тысяч приложений делают то же самое», и что это был «случай вполне нормального использования данных с Facebook».

Из социальной сети исчезли страницы компаний SpaceX и Tesla (о которых Илон Маск якобы даже не подозревал, но это уже другой вопрос). Свою страницу на Facebook временно удалила знаменитая группа Massive Attack.

Компания Sonos решила убрать рекламу своих колонок сразу с нескольких ресурсов – Facebook, Instagram, Google, YouTube и Twitter; правда, всего на одну неделю. Обычные пользователи завалили Google вопросами «Как удалить Facebook?», так что запрос резко превратился в популярный буквально за несколько дней.

В самой Facebook поблагодарили правдолюба Вайли и приняли решение о блокировке аккаунта компании Cambridge Analytica за нарушение правил социальной платформы. Действительно ли социальная сеть стала жертвой – или только прикидывается, в том числе за счёт таких шагов? Вопрос пока остаётся открытым.

Делаем выводы?

Как простые пользователи сети, мы, наверное, можем дать один простой совет – бережно относиться к личной информации. А что, если этот прецедент – не единственный в своём роде? Более того, весьма вероятно, что таких случаев было больше, чем один. Инсайдеры поговаривают, что сбор информации и использование её в своих целях было и пока остаётся привычным делом. Скандал с Cambridge Analytica не стал уникальным вопиющим инцидентом, он лишь привлёк внимание к, вероятно, целому теневому рынку.

Стоит ли продолжать пользоваться Facebook? Подумайте над этим. Если вы не можете смириться со всей этой историей, всегда остаётся опция удалить свой аккаунт. Самое ценное, что есть у компании – это пользователи, каждый по отдельности и все вместе. Наша информация, содержащаяся там, может быть ценным активом. Так что если вы всё ещё верите в эту соцсеть и её создателям, то не поленитесь и хотя бы проверьте настройки конфиденциальности.

Наше небольшое расследование оказалось полезным и увлекательным? Тогда обязательно загляните в наш блого гаджетах и новостях из мира технологий – там ещё много всего интересного. И не забудьте подписаться на Telegram-канал, чтобы всегда быть в курсе событий!