05.07.2018

Больше 10 лет прошло с тех пор, как китайская DJI Innovations начала покорять рынок беспилотных летательных аппаратов. Сегодня можно с полной уверенностью сказать – это ей удалось: профессионалы «летают» на функциональных Inspire, Phantom стал самым популярным универсальным дроном в мире, а любителей портативной простоты целиком удовлетворяет коптер Mavic Pro. Складная конструкция и миниатюрность последнего настолько пришлись по душе адептам селфи и любительского фото, что этот беспилотник начал догонять в популярности старших собратьев. Однако DJI на этом не остановилась, и 24 мая 2017 года в Нью-Йорке был представлен самый компактный и простой в управлении (на тот момент) дрон компании — Spark.

Сегодня мы уже восторгаемся Mavic Air, а тогда новинка удивила прямо с порога: крошечные по меркам мультикоптеров размеры, управление жестами — вполне себе функциональный аппарат с серьёзной начинкой. Всё-таки разработали его в DJI, а эти ребята за микропроцессорами в карман не полезут, равно как и к сторонним разработчикам. Мы с небольшим опозданием добрались до аппарата и сейчас публикуем для вас его обзор.

Комплектация

В белой коробке находятся два бокса: жёсткий — с коптером и картонный — с адаптером и сетевым кабелем. Переносной кейс для дрона выполнен из пенного материала тёмно-серого цвета — он лёгкий, удобный, эстетичный и крайне приятный на ощупь. Внутри располагаются сам Spark c четырьмя несущими винтами, две запасные лопасти и литий-полимерный аккумулятор на 2 970 мАч весом 240 г. В боксе есть секции для двух запасных батарей и двух комплектов винтов. Всего в кейс помещается три аккумулятора.

Кабель и адаптер поставляются в белом цвете. Зарядное устройство поддерживает QC3.0 5V — 3A / 9V — 2A / 12V — 1.5A. USB-шнур имеет удлинённые штекеры.

Также в комплекте нашлось место для чёрно-белых книжек-инструкций. Нам попался европейский тестовый образец, есть ещё варианты для китайского и американского рынков.

Радиопульт управления в базовый набор не входит. Однако у Spark есть более дорогой Combo-комплект — туда входит пульт, защитные накладки на пропеллеры, пара дополнительных винтов, две интеллектуальные батареи и сумка для транспортировки, подходящая также для моделей Mavic Pro и Air.

Нужен ли старине Спарку пульт управления, стоит ли раскошеливаться на более дорогой Combo? Ответим, но чуть дальше в статье.

Дизайн и конструкция

Spark действительно миниатюрный — размеры дрона составляют 143 × 143 × 55 мм, и это при том, что X-образные лучи коптера не имеют складной конструкции, как это реализовано у Mavic Pro. Spark умеет складывать только винты, и он в два раза меньше и легче Mavic Pro — 300 граммов против 734. Правда, складной Mavic несколько выигрывает в удобстве переноски у Spark с его торчащими лучами, но не будем забывать про компактный кейс — с ним малютка Spark любого заткнёт за пояс.

Справа – сложенный Mavic Pro

Пропеллеры приводятся в движение бесколлекторными двигателями и располагаются на лучах серого цвета. Продолговатый корпус дрона выполнен из пластика двух цветов: нижняя часть в тон лучам, а верхняя панель цветная. Предлагается 5 вариантов расцветки: белый, жёлтый, красный, голубой и светло-зелёный.

Внизу на передней части коптера расположилась 12-мегапиксельная камера, а за ней — система визуального позиционирования VPS. Над камерой оборудована 3D-сенсорная система. Устойчивость видеосъёмки обеспечивает двухосевой механический подвес-стабилизатор, а где-то внутри коптера спрятаны 24-ядерный микропроцессор и чувствительный GPS-модуль.

В целом мультикоптер собран добротно — количество элементов, способных сломаться, сведено к минимуму. Кронштейны здесь короткие, ножки отсутствуют, а камера предусмотрительно спрятана за кормой аппарата. Обидно, что защиту винтов производитель положил только в коробку Combo — не такая это дорогая деталь, чтобы ей пренебрегать, учитывая возможности DJI Spark. Впрочем, комплект протекторов можно докупить отдельно за 1 850 руб.

На задней части дрона под надписью «Spark» находятся 4 лампочки-светодиода, загорающиеся различными цветами в зависимости от ситуации. Под ними — слот для карты памяти microSD и порт для зарядки.

Полёт

Spark в стандартной комплектации управляется со смартфона. Чтобы поднять его в воздух, нужно активировать дрон, затем подключиться через телефон к Wi-Fi сети (наклейки с точкой и паролем находятся на боксе и под аккумулятором), запустить приложение DJI GO 4, чтобы настроить компас, и, наконец, нажать на кнопку «Взлёт». Готово — коптер плавно поднимается в воздух, им можно управлять с помощью кнопок-стрелочек на экране смартфона.

Несмотря на свои размеры, Spark довольно уверенно чувствует себя в полёте. Порывы ветра средней силы нисколько не смущают дрона, а двигатели работают слаженно и быстро отзываются на команды управления.

Коптер способен достигать 20 км/ч при управлении со смартфона и 50 км/ч в спортивном режиме, который доступен только обладателям контроллера. Заявленное время полёта — 16 минут. По факту у нас выходило 12 — 13 минут (с учётом взлёта и посадки) при среднем ветре. Как и все мультикоптеры, Spark не любит холод: в морозную погоду время полёта снижается на 10 – 15 % — это нужно учитывать, чтобы дрон успел вернуться целым и невредимым.

Заявленная дальность полёта составляет 100 метров при управлении дроном по Wi-Fi. В реальности, конечно, эти цифры несколько меньше: от 40 метров в оживлённом центре города, и от 80 — 90 в поле. Вполне стандартная ситуация для перегруженной частоты 2,4 кГц — претензии тут уж точно не к Spark. При использовании радиопульта, входящего в комплект Combo, дальность полёта, по словам производителя, увеличивается до 2 км.

Литий-полимерная батарея у нас заряжалась не менее 1,5 часов, поэтому, чтобы подольше насладиться полётом Spark, лучше заранее приобрести дополнительную.

Режимы полёта

Помимо умения откликаться на жесты, о котором мы расскажем ниже, Spark имеет три основных режима полёта, которые, в свою очередь, делятся на подрежимы.

Первый из них — Quick Shot — предназначен для быстрой съёмки объекта. Режим предлагает следующие варианты движения дрона:

  1. Rocket — коптер подлетает к выбранному на телефоне объекту и взлетает над ним;
  2. Dronie — популярный режим для общего селфи-видео: дрон медленно удаляется от вас по диагонали на 50 м вверх и 80 м вдаль;
  3. Circle — аппарат облетает объект по кругу;
  4. Helix — эффектный режим облёта объекта по кругу с одновременным увеличением высоты.

Второй режим, Tap Fly — это полёт дрона к выбранной вами точке. Здесь важно подчеркнуть — к точке в пространстве, а не к объекту, этим режим отличается от Quick Shot. Имеется два подрежима:

  1. Дрон летит к заданным координатам;
  2. Вы выбираете лишь направление полёта.

И, наконец, самый любимый нами и самый сложный для дрона режим Active Track, предназначенный для съёмки движущихся объектов. И снова у вас два варианта:

  1. Trace — коптер движется вместе с выбранным объектом, вращаясь вокруг него;
  2. Profile — классическое следование за целью «со спины».

Все режимы работают без нареканий при условии стабильной связи Wi-Fi. Радует не только разнообразие вариантов, но и поведение дрона в полёте. Так, коптер отлично уклоняется от препятствий или останавливается перед ними, если дальнейший полёт невозможен. Spark видит препятствия на расстоянии 5 м — это на 10 м меньше возможностей Mavic. GPS-модуль обеспечивает автоматические возврат и посадку в точке взлёта, при этом перед запуском можно указать высоту, с которой дрон будет возвращаться в случае потери связи.

При запуске Spark фотографирует место взлёта, чтобы, вернувшись, свериться с помощью камеры со сделанным снимком – это помогает дрону при недостаточном уровне сигнала GPS.

Разумеется, Spark работает с FPV-очками DJI Googles — шлемом с очками, позволяющими вам видеть «глазами» дрона в полёте.

Управление жестами

На момент выхода Spark был единственным в мире мультикоптером, управляемым жестами; сегодня это звание он делит с DJI Mavic Air, презентованным в конце января этого года. Эта фишка вряд ли бы пригодилась владельцам профессиональных квадрокоптеров, а вот для домашнего селфи-дрона, такого как Spark, это очень кстати: в семейном кругу или с друзьями будет весело дурачиться и делать совместные фото.  

Функцию управления жестами нужно один раз включить перед полётом дрона в приложении на смартфоне. Впоследствии телефон будет вообще не нужен, если вы захотите поуправлять Spark таким способом.

Затем, чтобы активировать функцию, необходимо запустить дрон и два раза нажать на кнопку включения — коптер медленно взлетит и зависнет перед вами, ожидая дальнейших инструкций. Язык жестов для управления такой:

  • Подъём руки с расправленной ладонью — Spark радостно меняет красные огни на зелёные и признаёт руку «хозяина»;
  • Движение руки по сторонам — дрон аккуратно следует в тех же направлениях;
  • Взмах руки — коптер отлетает на почтительное расстояние.
  • Складывание пальцев рук в «рамку» — Spark делает снимок и сигнализирует об этом, мигая лампочками;
  • Взмах двумя руками — дрон возвращается к вам;
  • Выставленная ладонь — аппарат приземляется на руку.

Как уже было сказано, такое управление иногда даёт сбои — всё зависит от видимости, чёткости выполнения жестов и наличия препятствий. Тем не менее, DJI периодически обновляет прошивку аппарата, первым делом совершенствуя в ней как раз управление жестами.

В целом, лучше один раз увидеть, а точнее, опробовать Spark в действии — в этом есть действительно что-то волшебное.

Камера

12-мегапиксельная камера, установленная на DJI Spark, умеет снимать видео в разрешении 1080p c битрейтом 24 Мбит/с и 30 к/с. Это, конечно, не 4k, однако в необходимости сверхвысокого разрешения у доступного селфи-дрона возникают серьёзные сомнения. Вряд ли вы будете использовать Spark для съёмки кино (хотя почему, собственно, нет), и качество видео тут не решающий фактор. Формат видео — MPEG-4 AVC/H.264.

Максимальное разрешение для фото составляет 3968 × 2976 — более чем достаточно. Формат — JPEG.

Камера оснащена 25-миллиметровым объективом с углом обзора 81,9° и диафрагмой f/2,6. Здесь Spark немного уступает не только свежему Mavic Air, но Mavic Pro, который имел те же параметры, что и Phantom 4. Тем не менее, снимки и видео у Spark получаются очень неплохие, и что самое главное — дрон снимает ровно, а не трясётся как осиновый лист или другие квадрокоптеры с аналогичными размерами. Сказалось наличие двухосевой стабилизации, хотя рабочий диапазон подвеса у Spark меньше, чем у старших моделей, и составляет от 85° до 0°.

Наш вердикт

DJI Spark — замечательный во всех отношениях дрон, если относиться к нему согласно его возможностям. Коптер не поднимет профессиональную кинокамеру и не сможет сделать вас победителем в гонках БПЛА, однако он однозначно удивит ваших друзей, детей и домашних животных. Этот миниатюрный аппарат не хватает звёзд с неба, но обладает невиданными характеристиками для своих габаритов: двухосевой механический подвес, неплохая камера и внушительное количество датчиков и сенсоров — чего ещё требовать от селфи-дрона?

Поэтому у Spark, ввиду его размеров, просто нет конкурентов. А если учитывать функцию управления жестами — то их тем более нет. До недавних пор альтернативой был DJI Mavic, а месяц назад прибавился ещё и Mavic Air, который стал промежуточным звеном между двумя моделями и со временем вытеснит обе. В любом случае, Spark с контроллером не сильно отличается по цене от базового Mavic Air, так что вопрос только в потребностях потребителя.

Базовый комплект Spark стоит 36 890 руб. Отдельный набор протекторов для винтов можно купить за 1 850 руб. Комплект из двух пропеллеров обойдётся в 750 руб., а запасная батарея — в 4 366 руб.

Есть подозрение, что большинcтву пользователей, которые по тем или иным причинам выбрали для покупки Spark, контроллер может никогда и не понадобиться. Во всяком случае, дрон прекрасно чувствует себя без него и добросовестно выполняет возложенные на него функции.

Летайте в своё удовольствие и помните о технике безопасности (хотя дроны DJI и сами о ней осведомлены), подписывайтесь на рассылку лучших статей и скидок магазина, а также не забывайте читать наш канал в Telegram — здесь вы не заскучаете!