06.07.2018

Пару дней назад в Москве запустился уже второй сервис аренды электросамокатов YouDrive Lite. Да-да, это те же ребята, что сделали каршеринг YouDrive. Более того, за несколько суток до них сдавать электросамокаты во временное пользование начала другая каршеринг-компания — «Делисамокат», «дочка» «Делимобиля». Казалось бы, теперь заживём — ведь тратиться на свой дорогущий электротранспорт не придётся. Мысль, конечно, приятная и понятная, но неоднозначная. В существовании упомянутых сервисов есть свои плюсы, однако полноценной заменой собственного транспорта я их не назвал бы. Не во всех ситуациях, во всяком случае. В общем, давайте проанализируем все достоинства и недостатки аренды электросамокатов, а заодно разберёмся, в каких случаях стоит задуматься над приобретением своего транспорта.

Цены 

Первый вопрос, который встаёт при выборе между арендой и покупкой собственного электорсамоката — это, конечно, деньги. В «Делисамокате» есть два тарифа: почасовая оплата и безлимит на день (с 7:00 до 23:00). В первом случае вы платите 100 рублей в час, во втором — 450 рублей в день. У YouDrive Lite только один тариф: 5 рублей в минуту или 300 рублей в час. Дорого, но справедливо — YouDrive выдаёт напрокат качественные Ninebot ES1 от топового производителя Segway. 

«Делисамокат», в свою очередь, предлагает «специальную» модель, которая на поверку оказалась обычным Manke MK083. Как выяснили представители сервисных центров, которые каждый день ремонтируют электросамокаты, это дешёвый клон Xiaomi Mijia M365. И если оригинал пользователями котируется и одобряется, то качество аналога удручает. Сейчас продемонстрирую вам выгоду аренды на примере YouDrive.

Новый самокат от Segway стоит от 27 000 рублей, а в YouDrive его дают всего за 300 рублей. Хоть и на один час. При таком тарифе 27 000 рублей вы откатаете за 90 часов. Много ли это? Всё зависит от того, как часто вы будете вынуждены прибегать к помощи этого транспорта. И тут надо обратиться к вопросу об удобстве сервиса и собственного самоката.

Что выгоднее и когда?  

Важно понимать, что аренда, да ещё при такой цене, как у YouDrive, годится только для одного — кратковременных прогулок по центру города. Однако даже при таком раскладе стоит помнить, что пока кикшеринг (прокат самокатов) — услуга не повсеместная. Даже в Москве придётся планировать маршрут прогулок, опираясь на расположение станций выдачи (в случае с «Делимобилем») и парковок. То есть в перемещении по городу вы будете скованы.

Вторым, на мой взгляд, неудобством аренды следует считать ограничения на использование самокатов со стороны сервисов: тот же YouDrive Lite, например, запрещает брать самокат в дождь или сильный ветер. Несмотря на то, что их модель обладает влагозащитой. Единственное правило, которое нужно соблюдать для сохранения работоспособности Ninebot в дождь — не нырять в подозрительные лужи. Тем не менее, если вас на самокате накрыло дождём, вы будете вынуждены мчаться не к ближайшей станции метро, а к ближайшей парковке. Также YouDrive почему-то запрещает складывать свои самокаты.

«Делисамокат» в дождь ездить не запрещает, но предупреждает о нежелательности сей затеи. Сервис может не дать вам транспорт, если его намочило на стоянке. И да, зная о непонятном происхождении их транспорта, ради собственной же безопасности и безопасности своих средств я и вовсе не стал бы пользоваться «Делисамокатом» при осадках или высокой вероятности их выпадения.

Третий неприятный момент кикшеринга — смартфон. Если он разрядится, вы не сможете получить самокат и, что хуже, сдать его. Плата за аренду при этом продолжит капать. Четвёртый — танцы с бубнами при регистрации и аренде, о которых написано чуть ниже, в сравнении сервисов. 

Учитывая вышеперечисленные нюансы и проецируя их на свой ритм жизни, прикиньте, как быстро вы потратите 90 часов. За себя отвечу, что мне их хватит на всю жизнь. Потому что: а) я раз в неделю бываю в центре города; б) ещё реже я предпочитаю перемещаться по центру Москвы не пешком. 

Картинки по запросу прокат самокатов

Однако если вы впервые проехались на арендованном электросамокате и уверены, что эта штука вам необходима чаще, чем раз в неделю, и не только в центре столицы, то крепко задумайтесь над покупкой личного электротранспорта. В то же время помните, что и со своим самокатом вас может ждать ряд неудобств.

Например, вес. Модели Xiaomi Mijia M365 и Ninebot ES1 весят 11,3 и 12,5 килограмма, соответственно. Это затрудняет транспортировку, и ещё больше проблем возникнет, когда вам придётся нести самокат на себе.

Картинки по запросу Xiaomi Mijia M365

Важно понимать, что сценарии использования обычного и электросамоката сильно отличаются. Бандуру вроде Segway вы едва ли возьмёте в метро — банально устанете носить по переходам. Да и в час пик обязательно заденете им кого-нибудь в вагоне. То есть от плана «самокат-метро-самокат», скорее всего, придётся отказаться. А под такой план попадают все поездки на работу и вылазки за пределы района, то есть 80% случаев, в которых вам может пригодиться электросамокат. Их, к сожалению, придётся вычеркнуть. Если же работа близко и рядом есть где покататься на досуге, «электроконь» станет для вас незаменимым подспорьем в повседневности. В таком случае, само собой, выгоднее один раз потратиться на покупку транспорта.

Коварный кикшеринг

Самое коварное, что есть в аренде самоката — это перерасход. Под перерасходом я имею в виду те деньги, которые вы вынуждены будете заплатить YouDrive Lite или «Делисамокату» сверх аренды. К сожалению, потенциальных ситуаций с неустойкой немало, и вы должны помнить о них.

Электросамокат — это сложная техника, в которой что-то может сломаться даже само по себе. Не застрахованы вы и от банальных падений, которые повлекут за собой сильные или не очень деформации конструкции. В случае с арендованным транспортом упасть или обнаружить внезапную поломку обиднее вдвойне, ибо вас могут заставить компенсировать стоимость ремонта. Ещё досаднее будет, если придётся заплатить за поломку, которая возникла по вине предыдущего пользователя. И такое может случиться, если перед арендой вы не заметите какой-либо дефект и не оповестите о нём оператора, но при сдаче он обнаружится. В случае же с личным транспортом вкладываться в ремонт придётся, только если железный «конь» совсем уж перестанет ездить. Потому что прикрутить оторвавшийся катафот или заменить потерявшуюся грипсу, думаю, сможет любой. 

Но поломка — не единственная причина перерасхода. Допустим, вы арендовали самокат, но он у вас разрядился. Что делать? В случае с «Делисамокатом» — заряжать. Где? Хоть домой везите, до ближайшей розетки, но время, потраченное на зарядку, будет тарифицироваться как обычная аренда. Плюс с «Делисамокатом» есть отдельный пункт — время работы станций (7:00 – 23:00). Если вы вдруг забылись и не успели вовремя вернуть транспорт к указанному часу, вас оштрафуют на кругленькую сумму — 5 000 рублей. С YouDrive Lite таких проблем возникнуть не должно. Во всяком случае, об этом нигде не говорится. С другой стороны, и у этого сервиса есть неоднозначные правила: например, пункт 8.12 публичной оферты: в нём говорится, что за полную разрядку аккумулятора полагается штраф 2 000 рублей.

Прискорбнее всего, если арендованный самокат похитят. В таком случае ответственность тоже ляжет на ваши плечи: помимо денежных санкций, вас обяжут писать заявление в полицию.

Если вы не боитесь потенциальных проблем и ратуете за пользование кикшерингом, переходите к следующему разделу  —вместе разберёмся, какой сервис лучше. 

YouDrive Lite или «Делисамокат»?

В плане цены «Делисамокат», конечно, безоговорочный победитель. Хочется даже простить использование «палёных» Xiaomi за безлимит за 450 рублей, да и 100 рублей за час — божеский тариф. Но! На другую чашу весов ложится ряд проблем сервиса. Во-первых, получение транспорта — это целый ритуал, начинающийся задолго до приближения к точке выдачи самоката. Регистрация в приложении в «Делимобиле» действительно непростая: вам придётся ввести паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан), приложить фото разворота паспорта со снимком вашего лица, фото регистрации, а после сделать селфи с разворотом, где ваша фотография. Дальше идёт обработка вашей анкеты, которая может занять сутки. Зарегистрировались? Паспорт не убирайте — пригодится. 

Дальше вы должны найти на карте свободный самокат и забронировать. У вас 20 минут, чтобы до него добраться. По приезду вы должны показать паспорт, показать сотруднику QR-код, полученный при бронировании, подписать документ, подтверждающий, что самокат цел или имеет какой-то дефект. Только тогда поедете. Другой минус — количество станций, где можно оставить или получить самокат. Если верить TJournal, их около 25 штук, и это смешно даже для одного только центра Москвы. В общем, не удивлюсь, если кто-то получит штраф в 5 000 рублей за то, что банально не успел домчать на разряженном самокате до ближайшей точки.

Странно и то, что на станциях «Делисамокат» нет зарядных устройств. Точнее, они есть, но они не заряжают! Их раздают пользователям, которые берут самокаты надолго. Забавно (и одновременно грустно), но заменить разряженный тарантас на заряженный не получится. 

Самым ужасным, на мой взгляд, недостатком «Делисамоката» (как и «Делимобиля») является имидж. Практика показала, что обе компании работают в стиле предпринимателей 90-х – в простонародье «быдло». Для тех, кто не в курсе: в день своего запуска «Делисамокат» встрял в большой скандал с блогером Ильёй Варламовым.

Варламов и его команда решили протестировать открывшийся кикшеринг. По иронии судьбы одному из парней не везло: на нескольких станциях подряд ему попадались неработающие самокаты, и он их тут же сдавал. В корпоративном чате «Делисамоката» это посчитали провокацией со стороны конкурента YouDrive, и сервис решил действовать. Через некоторое время наказывать якобы засланного казачка примчался не кто-нибудь, а сам Вячеслав Салев, советник президента «Делимобиля». Он схватил молодого человека за одежду, объявил «гражданское задержание» и стал обвинять в проплаченной провокации. Позднее взял свои слова обратно и купил клиенту чай, конфликт разрешился мирно, но послевкусие осталось очень неприятное.

До этого, летом 2016 года, страшный инцидент случился с «Делимобилем». Тогда клиент попал в аварию, и с него незаконно хотели стребовать почти полную стоимость разбитого автомобиля, на который у сервиса, как выяснилось, не было никакой страховки (клиентам об этом не сообщалось). Что сделала компания после освещения произвола журналистами? Правильно, обвинила потерпевшего в провокации! Благо, и та история закончилась относительно хорошо.

В общем, контора с душком. После инцидента с Варламовым многие принялись отпевать «Делисамокат», но я уверен, что сервис никуда не денется, поскольку он сильно демпингует.

А что же YouDrive Lite? Сервис гораздо продуманнее и потому проще в использовании. Очевидно, они готовились к запуску дольше конкурентов. Здесь при регистрации паспорт вам пригодится, но только для ввода данных. Брать его с собой для получения транспорта нет необходимости. Бронировать ничего не надо, общаться со специалистом тоже. Подошли, отсканировали QR-код, сфотографировали самокат (для регистрации дефектов или их отсутствия), сняли замок, который, кстати, настроен на Bluetooth вашего смартфона (ничем другим защиту не снять), посмотрели в приложении обучающее видео – и вперёд. 

Второй плюс — вам не надо ехать до специальной станции компании, чтобы сдать самокат. Его можно оставить на любой велосипедной остановке типа «бигуди». Точнее — почти на любой. Все доступные указаны на карте. Также в YouDrive Lite частично решили проблему с зарядкой: по Москве ездят специальные люди, которые меняют разряженные аккумуляторы в самокатах на заряженные.

Что плохо? Разумеется, цена — 5 рублей за минуту. Вы будете смеяться, но в Москве по этому тарифу можно арендовать автомобиль. То есть, включая самокат YouDrive, надо помнить, что он предназначен для целенаправленного перемещения из точки А в точку B, а не для безмятежных прогулок по центру! Нет, он, конечно годится и для таких задач, но подобный отдых влетит в копейку.

Другой момент, который на данный момент раздражает в YouDrive, — отсутствие приложения на Android. Хотя заминка эта временная и даже, скорее всего, осознанная: очевидно, что пользователей iPhone в Москве меньше, соответственно, нагрузка на инфраструктуру сервиса будет ниже, и всё не выйдет из строя в первые минуты после запуска.

Вывод

Что думаю на счёт кикшеринга лично я? Удобная штука, но очень замороченная (в случае с «Делисамокатом») и дорогая (в случае YouDrive). В любом случае, за реализацию снимаю шляпу перед обеими компаниями, ибо они сделали центр Москвы ещё удобнее. Уверен, эти сервисы найдут аудиторию, которая будет от них в восторге. Я, увы, в неё не вхожу. 

С другой стороны, электросамокат — это всё же так называемый «транспорт последней мили», который нужен для преодоления небольшого расстояния здесь и сейчас. Транспорт, на котором можно доехать до остановки, до магазина, до парка. Кикшеринг же рушит эту концепцию: вам нужно сначала дойти до станции с самокатами, а потом уже ехать к своей цели. Поэтому я за личный транспорт. Как его выбрать? Это другая тема, которую я рассмотрю в следующем своём материале. А пока можете xf присмотреться к проверенным вариантам – лёгкому электросамокату с карбоновой рамой iconBIT Smart CARBON Scooter за 34 987 руб. или к Hoverbot F-6 за 21 990 руб., который попроще, но тяжелее.

За скидками на любую из этих моделей советую заглянуть вот в эту e-mail рассылку (сначала, правда, придется подписаться), а за другими интересными текстами и новостями про современные технологии – в Telegram-канал Inspector Gadgets. До связи!