20.04.2018

Каждому любителю качественного звука знакома как минимум одна японская компания – Audio-Technicа. Опытные любители и истинные аудиофилы вспомнят ещё и о Fostex. Если вам это название ни о чём не говорит, загляните в ближайшую от вас студию звукозаписи — с большой долей вероятности она будет оборудована мониторами и/или наушниками культового японского бренда. И это не случайно: Fostex не только производит высококачественные профессиональные устройства, но и ответственна за несколько инноваций, существенно повлиявших на всю аудиоиндустрию в целом. В статье мы познакомимся с самой компанией и расскажем о выпускаемых ею наушниках.

70-ые — Regular Phase

Fostex была основана в далёком 1973-м году как коммерческое подразделение токийской компании Foster. Последняя производила электродинамики для акустических систем, а Fostex должна была продавать их дилерам и конечным потребителям. Причём последних среди клиентов Fostex было гораздо больше.

Казалось бы, зачем пользователям «необрамлённые» громкоговорители? Всё дело в том, что к звуку в Японии традиционно относятся с трепетом, а подходят творчески; тысячи обычных людей сами конструируют для себя уникальные акустические системы. И громкоговорители Fostex, будучи самыми качественными на японском рынке, пришлись тогда как нельзя кстати.

Команда инженеров Foster также перебралась в новое подразделение и уже через 2 года представила инновационную технологию, которой было суждено прославить Fostex на весь мир. Речь идёт о патенте на диафрагму излучателя особой конструкции. Мембрана, названная Regular Phase, позволяла добиться кристально чистого звука и высокой входной чувствительности динамиков, не зависящих от аппаратного уровня громкости.

Технология произвела революцию в аудиоаппаратуре и позволила Fostex выйти на международный рынок уже в 1978 году. К этому времени компания активно конструировала собственные студийные мониторы, снискавшие впоследствии славу в профессиональной среде. К примеру, активные персональные колонки тех лет Fostex 6301B по-прежнему можно встретить в множестве студий по всему миру.

Создание Regular Phase стало стимулом для расширения поля деятельности. В 1977 году Fostex анонсировала линейку мониторных наушников T10/20/30/50, в которых также применила RP-технологию. Наушники серии T для аудиофилов стали эталоном, а для музыкантов любимым студийным устройством. Не так давно получил известность рассказ Брэда Сандерберга — звукорежиссёра Майкла Джексона. По словам Брэда, Майкл забраковал множество наушников, от AKG до Sennheiser, поскольку они не справлялись с громкостью, выкрученной по привычке певца на максимум. Решением стали Fostex T20 – ими Майкл впоследствии пользовался долгие годы.

Regular Phase стала применяться компанией во всех моделях громкоговорителей, наушников и микрофонов. На сегодняшний день Fostex владеет 20-ю международными патентами на основе этой технологии, а все устройства в ассортименте компании априори оборудованы RP-мембранами.

Запись звука

Помимо динамических драйверов, Fostex также активно совершенствовала технологии записи звука, а в производстве устройств многодорожечной записи стала пионером наряду с американской компанией Tasсam.

В 1981 году Fostex выпустила линейку первых в мире устройств, позволяющих делать многодорожечную звуковую запись на 6-миллиметровую ленту. Рекордеры A-2, A-4 и наиболее известный A-8 открыли эру домашней звукозаписи. В этом же году на рынке появились первые микшеры и кассетные мультитрекеры Fostex.

Успехи на новом поприще привели к тому, что Fostex открыла вторую штаб-квартиру в Лос-Анджелесе и начала активно соперничать с компаниями Tascam и Yamaha, также выпустившими к тому времени свои мультирекордеры.

Вдохновлённые результатами своих экспериментов, инженеры Fostex не остались в стороне и от цифро-аналоговой, а позднее и цифровой записи. Компания разработала таймкод для формата Digital Audio Tape(магнитная плёнка с цифровой информацией) и выпустила первое DAT-таймкод устройство — D-20. Как известно, формат DAT не был популярен у потребителей, однако стал распространён в профессиональной среде. Звуковой микшер Fostex PD-4m получил признание в Голливуде — с его помощью писался звук для таких фильмов, как «Титаник», «Джеймс Бонд», «Гладиатор» и др.

В 1990-ые Fostex вместе со всем миром переключилась на цифровые технологии – и снова оказалась на высоте. Цифровые рекордеры, обеспечивавшие одновременную запись 8 дорожек и оснащённые дистанционным пультом управления, стали популярны на телестудиях. В нулевых годах Fostex выпустила приборы, записывающие многодорожечную информацию на DVD RAM-диски. Эти устройства пришлись ко двору на «Фабрике грёз»: так, рекордер PD-6 был использован при съёмках фильмов «Троя», «Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов», «Ван Хельсинг» и пр.

Наушники

Со времени запуска линейки мониторных наушников T в 1977 году Fostex знают и как производителя высококлассных студийных наушников. Долгое время компания была занята разработкой лишь полноразмерных моделей, однако со временем стала выпускать и динамические вкладыши. Есть в ассортименте Fostex и гибридная арматурная модель TE100: балансные драйверы для неё изготовили в FitEar, а динамические — в Fostex.

Как и Audio-Technica, Fostex любит побаловать поклонников исключительными материалами корпусов и изящными технологическими решениями. Так, для премиальных наушников используются редкие породы дерева (в частности, японская вишнёвая берёза), а лак наносится по методу традиционного японского искусства лакирования Urushi. Вот ещё пример: амбушюры премиальных наушников TH-900 изготовлены из белковой кожи, то есть из мембраны яичной скорлупы. Звучит необычно, зато носится легко и удобно.

Сборка моделей происходит в основном на собственном заводе компании в Китае, однако самые дорогие, коллекционные или лимитированные серии устройств собираются вручную в Японии. В любом случае к сборке наушников Fostex не придраться: всё сделано очень качественно.

Вершиной «наушниковой» творческой мысли инженеров Fostex является упомянутая полноразмерная модель TH-900. Помимо потрясающих сборки и эргономики, эти наушники предлагают абсолютно нейтральное звучание с широкой объёмной панорамой. Многими аудиофилами TH-900 почитаются как лучшие в своём классе. Наушники неоднократно получали награды, как лучшее устройство с ценой выше 1 000 долларов. Да, наушники недёшевы: за чёрную версию из ограниченной серии придётся отдать 77 090 руб., а модель второго поколения со съёмным кабелем стоит 98 290 руб.

Премиум-линейка также представлена наушниками TH610. Модель стоит существенно дешевле старшего устройства (38 590 руб.), но также может похвастаться деревянными чашами из чёрного ореха, безупречной сборкой и богатым детализированным звучанием, которое обеспечивают 50-миллиметровые «биодинамические» излучатели (мембраны драйверов изготовлены из биоцеллюлозного волокна).

Интересна серия полноразмерных наушников с изодинамическими драйверами. Эти модели обладают специфическим плотным звучанием со «сфокусированным басом», согласно терминологии компании. Линейка представлена открытой моделью T20RP MK3 с более воздушной подачей, и закрытыми моделями T40RP MK3 и T50RP MK3. Последняя имеет наиболее нейтральное звучание. Буквы RP в названии устройств означают использование технологии Regular Phase. Все три модели имеют одинаковую стоимость — 11 490 руб.

Бюджетный сегмент мониторных наушников представлен моделями TR-80 и TR-90: первые имеют закрытое акустическое оформление, вторые — полуоткрытое. Отсюда и разница в звучании: TR-80 обладает лучшей звукоизоляцией, а TR-90 — более честным звуком. Обе модели предлагаются в двух вариантах: с сопротивлением 80 или 250 Ом. Цена для всех вариаций этих устройств идентична — 12 890 руб.

И наконец, внутриканальные наушники. На сегодня вкладыши у Fostex представлены двумя моделями: старшей TE05 BK/BZ (чёрная/бронзовая) и младшей TE04. Оба устройства можно назвать бюджетными (4 990 руб. и 3 910 руб. соответственно), однако в своей ценовой категории они способны удивлять. Обе модели имеют съёмные кабели из бескислородной меди и 8-миллиметровые излучатели, выдающие очень неплохой звук. Наушники укомплектованы чехлами из натуральной кожи. Корпус TE05 BK ещё и сделан из алюминия — даже более дорогие наушники нечасто могут таким похвастаться. Материал TE04 — пластик. Отличия в звуке обеих моделей состоят, скорее, не в качестве, а в подаче: TE05 BK делают больший акцент на басы, TE04 же более нейтральны.

Вечная молодость

Fostex — ещё одна компания, демонстрирующая, что для качественного звука годы имеют значение. За 45 лет существования японский производитель не только не утратил авторитет, но и продолжает идти в авангарде разработки аудиотехники. Прямое тому доказательство — награда «Продукт года», полученная наушниками TH-900 на ежегодной выставке Hi-Fi & High End Show 2016. Достижение довольно серьёзное, учитывая, что соперничали с Fostex все признанные Hi-Fi производители, начиная от Audio-Technica и заканчивая Sennheiser.

Кстати, упомянутое событие уже на подходе в этом году — и Fostex снова будет в числе компаний-участниц. А как иначе? Её отсутствие значило бы, что в мире аудиоаппаратуры что-то пошло не так.

Если вам интересна история признанных мировых аудиопроизводителей, заглядывайте почаще к нам в блог и на канал в Telegram — там вы найдмёте ещё и новости и обзоры на самые интересные гаджеты и смарт-устройства. А если подписывайтесь на e-mail рассылку – обещаем регулярные скидки.