Если вы думаете, что в музыкальной индустрии будущее за стриминговыми сервисами — вы глубоко заблуждаетесь. Они — неотъемлемое, бесповоротное и самое что ни на есть настоящее. Крупнейшие игроки мобильного рынка поняли это задолго до того, как актуальность домашних музбиблиотек сошла на нет, но некоторые из них — недостаточно рано, чтобы соперничать с такими пионерами, как Spotify.

Google начала осваивать «новый музыкальный порядок» в 2011-ом году — тогда появились сервис и одноимённое приложение Google Play Music. С тех пор многое стало очевидно: остановить лавину аудимостриминга уже невозможно, да и сама индустрия звукозаписи успела измениться навсегда.

Что для Google, вероятно, ещё важнее — цифры. Ранее в этом году банк Goldman Sachs в статье «Music in the Air» предсказал рост денежного оборота на рынке потокового аудио до $28 млрд к 2030 году. Предсказуемо, сейчас можно наблюдать нешуточную схватку стриминговых сервисов: тот же Spotify в некоторых регионах сдаёт позиции «аудиофильскому» Tidal, а Google вдруг ошарашивает всех новостью о новом сервисе YouTube Music. Но так ли он нов? Давайте посмотрим.

YouTube Music

Анонс сервиса состоялся несколько месяцев назад, а постепенный запуск начался 22 мая. Если вам не терпится приобщиться к новинке от Google — придётся поумерить пыл: сейчас YouTube Music неспеша разворачивается лишь в США, Мексике, Новой Зеландии, Австралии и Республике Корея. Несколько напоминает географию действия подписки YouTube Red, с той разницей, что Google пообещала скорое георасширение на Канаду, большую часть Западной Европы и — можно бить в там-тамы — Россию. Зарегистрироваться в новом сервисе предлагают уже сейчас.

Как и YouTube Red, услуга будет ориентирована на прибыль не только от рекламы, но и от денег пользователей — иными словами, YouTube Music будет платным. Google упомянула и о базовой версии, лишённой «плюшек» премиум-подписки, но зато с бесплатным доступом к большинству композиций и клипов.

За $9,99 в месяц пользователям станут доступны не только огромный музыкальный каталог, ныне находящийся в ведении Google Play Music, но и многое другое: видеоклипы, ремиксы, кавер-версии песен, раритетные записи, концертные выступления, редкое видео, обложки дисков и грампластинок, радиотрансляции и т.д. Пафос презентации строится на том, что вся эта сокровищница будет пребывать в едином месте — а специальные приложения уже сейчас активно разрабатываются для всех платформ и операционных систем. Даже десктопный видеоплеер, по словам компании, был полностью переосмыслен и заточен специально для трансляции музыки.

Это, разумеется, ещё не всё. Премиум-подписчиков полностью избавят от рекламы (которая в последнее время, кажется, стала главным контентом на YouTube) и дадут возможность слушать музыку, свернув приложение в фон или заблокировав устройство. В некотором роде последняя функция кажется коммерчески навязанной, поскольку последние версии Android позволяют проворачивать подобный фокус «из коробки» без всяких подписок — функция называется «картинка в картинке».

Что касается самой музыки, Google, понятное дело, обещает продвинутые функции рекомендаций и поиска новых исполнителей. Заявлено, что приложение будет анализировать не только историю прослушивания и местоположение пользователя, но и время суток (вспоминается аналогичная фича в плеерах Sony Walkman). В презентации говорится о «тысячах плейлистов», которые помогут найти новую музыку и исполнителей.

Доступность YouTube Music на настоящий момент

Особый акцент также делается на новинках. Google понимает, что в эпоху «сингловых» релизов этот аспект становится самым лакомым куском — и главным конкурентным фактором. Из презентации косвенно следует, что большинство анонсов будет доступно именно подписчикам сервиса — по крайней мере, на первых порах.

YouTube Premium

Одновременно с YouTube Music анонсирован и платный видеосервис YouTube Premium. Пользователи, купившие месячную подписку на музыкальный сервис, смогут добавить к сумме $2 и получить доступ к платной базе видеоконтента и уже описанным бонусам: отсутствию внешней рекламы и фоновой работе плеера. В отличие от привычного онлайн-просмотра YouTube-роликов, подписчики в один клик смогут сохранять видеофайлы для дальнейшего просмотра из памяти устройств.

Фактически, YouTube Premium — это новое имя для нашумевшего в своё время сервиса платной подписки YouTube Red. Последний был представлен в 2015-ом году и помимо функциональных отличий от бесплатного собрата имел в рукаве главный козырь — доступ к эксклюзивному контенту, база которого получила название YouTube Originals. Она включает в себя не только платные авторские блоги, но и подписку на просмотр специально снятых для сервиса сериалов (Cobra Kai, Youth & Consequences и др.)

Контент YouTube Originals действительно представляет интерес — правда, по большей части для англоязычной аудитории. Вероятно, по этой причине YouTube Red за 3 года существования так и не добрался до большинства стран мира. В то же время ясно, что сериалы, снятые для Originals, — это попытка Google соперничать с Netflix. Если план «империи добра» воплотится в жизнь и сервис войдёт в авангард платных видеоресурсов — контент будущей YouTube Premium вполне может «заговорить по-русски».

Фактически, главное отличие вновьобразованной подписки от YouTube Red для жителей России как раз и заключается в обещанной официальной доступности. Если, конечно, Google намерена сдержать обещание.

Новинка или ребрендинг?

Как же относиться к анонсированным сервисам и чего от них ждать? С одной стороны, оба анонса несут все черты обычного ребрендинга и того, что Google просто желает повторить неудавшийся блицкриг. Вспомним, Google Play Music, несмотря на все его достоинства (например, внятную навигацию в отличие от неприветливого управления Spotify) так и остался сервисом, будто находящимся в разработке. Большой популярности аудиостриминг «империи добра» не снискал даже в англоязычных странах.

YouTube Red также не смог достичь поставленных корпорацией целей. Эксклюзивного контента в базе Originals хоть и немало, но «кинематографичного» видео недостаточно, чтобы тягаться с Netflix.

Вероятно, рассудив, что дальнейшее развитие существующих субсервисов не приведёт ни к чему, кроме медленного умирания, Google решила провести что-то вроде ребрендинга. Это особенно очевидно в отношении YouTube Originals: из презентации решительно непонятно, что нового видеосервис даст пользователям в сравнении с нынешним YouTube Red. Ставка сделана на новый контент, но его наличие во многом не зависит от Google.

Возможно, поэтому акцент в презентации сделан именно на YouTube Music: о видеосервисе сказано лишь в конце публикации (позже появилась и отдельная страничка, описывающая YouTube Premium). До сих пор потоковое аудио от Google не ассоциировалось у пользователей со знаменитым видеохостингом, и интеграция базы Google Play Music в YouTube может стать действительно выигрышным ходом.

Пользователи Last.fm должны были заметить, что последние несколько лет в русскоязычном регионе сервис проигрывает музыкальный контент именно с YouTube. База композиций последнего уступает «ластэфэмовской», но сам факт довольно красноречив — её вполне достаточно для большинства аудиозапросов. Для многих людей YouTube уже давно стал удобным местом, где можно быстро найти любимую песню (речь не о видеоклипах — с ними ситуация ещё лучше). Исходя из сказанного, решение перенести музыкальный контент в YouTube выглядить вполне логичным, а для пользователей — вероятно, сулящим нечто большее, чем смена имени сервиса.

Подписчики нынешних описанных услуг Google и внимательные пользователи заметили, что общая цена для аудио и видеосервисов возросла на $2 — сейчас Google Play Music и YouTube Red разом доступны за $10. В любом случае на фоне конкурентов стоимость выглядит вполне демократичной, учитывая заложенный в YouTube потенциал.

Подписчики Google Play Music могут не беспокоиться — сервис не прекратит своё существование как минимум до конца 2018-года. При ликвидации же услуги премиум-пользователи автоматически получат платную подписку на YouTube Music.

Оставайтесь с нами, чтобы не пропустить самые интересные и важные события в мире технологий. Мы также активно работаем над Telegram-каналом Inspector Gadgets – здесь бывает не только интересно, но и весело!