«Яндекс», одна из крупнейших IT-компаний России, 29 мая провела очередную ежегодную конференцию Yet another Conference (YaC). В первую очередь мероприятие ориентировано на инвесторов и разработчиков, однако в этом году компания представила несколько продуктов, которые заинтересуют каждого пользователя рунета. Самый важный из них — это, конечно, «умная» колонка «Яндекс.Станция»; первая, как говорит основатель компании Аркадий Волож, «железка» интернет-гиганта.

«Яндекс.Станция»

Почему колонка «умная»? Тут ничего нового — всё как у западных аналогов: «мозгами» устройства является нейросеть с голосовым интерфейсом; в данном случае программу зовут «Алиса». По словам Воложа, «Станцию» стоит воспринимать прежде всего как продвинутый мультимедийный центр, который работает не только со звуком, но и с видео. Чтобы вывести видео на экран, колонку надо соединить с телевизором. Причём не обязательно по Wi-Fi, поскольку есть разъём HDMI — «Яндекс» считает это достоинством своего продукта, поскольку аналоги не обладают этим интерфейсом. Дальше «Алиса» сама найдёт запрашиваемый фильм или сериал на сайте ivi.ru, в онлайн-кинотеатре «Кинопоиска» или «Амедиатеки». Песни, понятное дело, «Алиса» будет искать в «Яндекс.Музыке».

Стоит заметить, что благодаря нейросети «Станция» обладает расширенными функциями плеера: колонка может не только включать и выключать музыку, но и перематывать треки и фильмы на заданное количество секунд или минут. Также она умеет находить нужную музыку без упоминания конкретного трека: например, попрОсите рок — заиграет рок. В будущем колонку научат управлять телевизором (переключать каналы, например) и добавят команду «расскажи сказку». Очень, кстати, интересно, как именно «Алиса» будет её рассказывать: запуская аудиофайл или самостоятельно зачитывая текст. Если последнее, то я первый в очереди за «Станцией», ибо голос Татьяны Шитовой, которым говорит ассистент, убаюкивает меня в два счёта.

К слову об «Алисе». Остальные функции помощника, который пока «живёт» в виде приятного дополнения к «Яндекс.Браузеру», тоже переедут в колонку. Это значит, что «Станция» сможет передавать прогноз погоды, поможет завести будильник, создаст и озвучит напоминание и т.д. И да, новый «дом» не помешает «Алисе» сохранить свою разговорчивость: с ней всё ещё можно будет поболтать о всяком. Замечу, что это весьма увлекательное занятие, особенно по сравнению с беседами с Siri.

По словам одного из создателей «Станции» Константина Круглова, их устройство обладает «хорошим слухом». 7 микрофонов прекрасно различают голос владельца даже сквозь воспроизводимую музыку и другие шумы. Расстояние (в разумных масштабах) — тоже не помеха: устройство легко услышит человека из другого конца комнаты. Не хотите, чтобы колонка подслушивала? Жмите на кнопку Mute на корпусе, которая отключает все микрофоны на аппаратном уровне. Очень полезная функция для людей, страдающих от паранойи. 

Картинка

Со звуком у «Станции» тоже всё хорошо. Григорий Бакунов, директор по распространению технологий «Яндекса», считает, что он «лучший среди недорогих «умных» колонок». В новинке три динамика (два твиттера и вуфер), которые суммарно выдают 50 ватт. Для низких частот есть два дополнительных пассивных излучателя. Для аудиофилов инженерами предусмотрена возможность снять кожух, чтобы звук не искажался. Использовать «Станцию» как обычную Bluetooth-колонку и воспроизводить музыку из памяти смартфона или компьютера ничто не мешает.

Совсем забыл рассказать про дизайн устройства. Выглядит колонка как прямоугольный цилиндр с закругленными краями, и на фоне аналогов она выделяется довольно сильно. Сверху располагается матрица микрофонов и панель управления с двумя кнопками, обрамлённая светодиодным кольцом; кнопки нужны для ручной активации «Алисы» и обесточивания микрофонов. Сам блок управления можно вращать, регулируя тем самым громкость. Снизу — подставка. Скорее всего, из силикона — для гашения вибрации. Кожух сделан из ткани, которая внешне похожа на ту, что используется в Google Home. Цветов будет четыре: чёрный, серый, белый и фирменный фиолетовый. Предвижу назревающий вопрос, так что отвечу сразу: да, каждый экземпляр собирается в Китае, но по документам российской компании.

Старт продаж «Станции» запланирован на лето текущего года. Цена — 9 990 рублей. Дорого ли? Думаю, что нет. Ибо бесполезные «конкуренты» вроде Google Home и тем более Apple HomePod стоят значительно дороже и не «говорят» по-русски. У Google, правда, есть Home Mini за копейки, но, как я уже сказал, пользы без поддержки русского языка от неё мало. В общем, «Яндекс. Станция» — это устройство без аналогов с непонятным будущим. У него нет в России достойных противников, но это и плохо, поскольку трудно спрогнозировать реакцию рынка на принципиально новый продукт. Уже сейчас на сайте «Яндекса» можно оставить заявку на получение уведомления о старте продаж. Предзаказа с оплатой нет.

Компания надеется, что в будущем функционал «Алисы» и, как следствие, «Станции» сильно расширится: проект opensource’сный, код для программистов оставили открытым. Вряд ли Samsung или LG одобрят поддержку нашей нейросети на своих стиральных машинах и холодильниках, но есть надежда на сторонних разработчиков. С другой стороны, Sony не стала воротить нос и разрешила выпускать в России наушники Xperia Ear Duo с «Алисой» на борту. Так или иначе, потенциал у проекта большой, и, быть может, «Станция» действительно станет хабом «умного» дома, как Alexa от Amazon превратилась в центр управления домом для многих жителей США и Европы.

К слову о зарубежье. Анонс первого устройства от «Яндекс» не остался незамеченным на западе: например, одно из крупнейших хай-тек-изданий TechCrunch опубликовало заметку, где сравнила «Яндекс» с Amazon’ом. Приятно.

Похожее изображение

Кстати об изданиях. Для тех, кто пристально следит за новостями, анонс колонки наверняка не стал сюрпризом, т.к. намёков было предостаточно. Во-первых, в апреле этого года устройство затизерил популярный российский видеоблогер Валентин Wylsacom Петухов. Во время визита в «Яндекс» он исподтишка сфотографировал сотрудника компании, у которого на футболке был принт со схемой колонки. Также на одежде была надпись Yandex iO (такое название проект носил внутри компании). Более того, ещё летом 2017 года появлялись инсайды от партнёров «Яндекса»; тогда же компания заявила о существовании прототипа, но не подтверждала запуск коммерческого проекта.

«Диалоги» с «Плюсом» от «Яндекса»

Кроме «Станции», интернет-гигант анонсировал во вторник ещё один новый продукт — «Яндекс.Диалоги». Он хоть и не железный, но напрямую связан с «Алисой» и колонкой. «Диалоги» — это открытая платформа, которая позволит другим компаниям «прикрутить» к своим интернет-сервисам «Алису» с помощью чат-ботов. В списке партнёров уже находятся пиццерия «Папа Джонс», авиакомпания S7 Airlines, «Сбербанк» и не только. Это значит, что в ближайшем будущем «Станция» наверняка научится заказывать пиццу, оформлять авиабилеты и брать кредиты. Достаточно будет только попросить её об этом.

Дополнительным приятным анонсом Yet another Conference 2018 стала расширенная подписка «Яндекс.Плюс». Всего за 169 рублей в месяц компания дарит возможность пользоваться на выгодных условиях всеми платными сервисами компании. Если быть точным, вы получите доступ к «Яндекс.Музыке», скидку 10% на поездки в «Яндекс.Такси», скидку 5% на аренду авто в «Яндекс.Драйве», дополнительные 10 ГБ на «Яндекс.Диске», отключение рекламы в онлайн-кинотеатре «Кинопоиска» и бесплатную доставку в маркетплейсе на товары стоимостью до 500 рублей. «Яндекс.Плюс» — ещё один повод сравнить российскую компанию с Amazon: недавно там заработала подписка Prime, которая тоже объединяет в себе ряд услуг. 

Выглядит все это впечатляюще и многообещающе, так что мы ждем новых – и не менее интересных – новостей от «Яндекса», а пока старательно ведем свой Telegram-канал с новостями технологий и обзорами гаджетов!