Я не откроем вам Америку и даже заработаю капитанские погоны, если скажу, что электротранспорт – это вид транспорта, который питается от электроэнергии. Тяга в таких транспортных средствах осуществляется за счёт электродвигателя. В подробности о типах этих двигателей и принципах их работы вдаваться не буду – лучше поговорю о том, чем же они так хороши и почему электротранспорт называют транспортом будущего.

Почему мы вообще об этом говорим?

Очевидно, электрические двигатели намного более экологичны, чем двигатели внутреннего и внешнего сгорания; некоторые из них даже умеют подпитываться от солнца или ветра – это вообще идеальная картинка в энергетике будущего. Вдобавок электротранспорт экономит деньги своего пользователя – просто сравните цены на электроэнергию и на бензин. Изначально электрическое транспортное средство может быть дороже, но разница в цене сглаживается в ходе эксплуатации.

Напомним, кстати, что 2017 год был годом экологии в России; тема электротранспорта на дорогах нашей страны поднималась, в частности, на декабрьском форуме «ЭКОТЕХ-2017». Согласно данным статистики, в России насчитывается более 1100 авто с электрическими двигателями, а подзарядить их можно на 140 станциях. Да, за рубежом эти цифры на порядок выше, но мы движемся в этом направлении. В начале апреля премьер Дмитрий Медведев утвердил «дорожную карту» для развития беспилотного и электротранспорта, а значит, возможные барьеры будут устраняться на законодательном уровне.

О каком транспорте идёт речь?

Это может быть не вполне очевидно, но в понятие «электротранспорт» следует включать и метро, и троллейбусы, и трамваи. Последние два для многих ассоциируются с городской романтикой, но если рассуждать с практической точки зрения, то все эти виды передвижения по городу помогают улучшить экологическую картину. 

В какой-то момент чья-то недюжинная фантазия помогла создать гиробус (который ещё называют жиробусом, но давайте оставим все шуточки в стороне). Гиробус – это гибрид троллейбуса и автобуса, который двигается за счёт быстро вращающегося маховика. Вращение маховика генерирует электроэнергию, от которой и питается двигатель.

В небольшом количестве гиробусы выпустили на дороги Европы в середине прошлого столетия, однако дальше этого дело не пошло: быстро выяснилось, что из-за маховика такое транспортное средство становится очень тяжёлым, да и сам вращающийся маховик потенциально опасен и требует особых мер предосторожности. Правда, идею гиробуса не забросили окончательно – до сих пор концепцию пытаются модернизировать, избавившись от недостатков модели. 

Разумеется, многие современные умы будоражит мысль завести собственный электрокар; при этом большинство ошибочно ассоциирует электромобиль исключительно с Tesla. Сегодня такие машины есть в ассортименте большинства мировых брендов – это и гибрид Mitsubishi Outlander PHEV, и полноприводный кроссовер Jaguar I-Pace, и обновлённый компактный Nissan Leaf, и ещё десятки других моделей таких производителей, как Volkswagen, Toyota, Opel, Audi, BMW. В общем, при желании есть из чего выбрать. 

Картинки по запросу Jaguar I-Pace

Jaguar I-Pace

В этой статье я решила всё же сконцентрироваться на компактном, а потому доступном городском электротранспорте для индивидуального использования: рассказала немного об электромотоциклах и электроскутерах, но особое внимание уделила электровелосипедам, электросамокатам, моноколёсам, электроскейтам и гироскутерам. Поехали!

С чего всё началось?

История такого индивидуального электротранспорта пошла от всем знакомого сегвея, созданного в начале нулевых. Как и в случае с памперсами, название компании Segway перенеслось на её детище и стало нарицательным. Появление на улицах странного двухколёсного самоката с рулём 15 лет назад стало настоящим фурором – этот «электрозверь» притягивал завистливые и недоумённые взгляды. Сейчас таким мало кого удивишь, тем более что популярность их постепенно сходит на нет – сегвеи оказались тяжеловатыми и дорогими, да и не покатаешься особо на таком в толпе зевак. 

Сегвей важен для нас как концепт – вероятно, именно его создателям мы обязаны идеями всего того, о чём я говорю далее. Сегвей сдвинул воплощение самой идеи с мёртвой точки и заставил людей искать более удобные альтернативы для перемещения по городу.

Круче, чем «Харлей»

Раз уж по дорогам вовсю (ну, почти) ездят электрокары, то почему бы не появиться и электромотоциклу? Электрический двигатель делает своё дело и здесь: такой мотоцикл намного тише своего бензинового собрата, не нуждается в дорогом и сложном обслуживании, зарядка его занимает от 1-2 часов.

Разумеется, электромотоциклы отличаются друг от друга не меньше, чем классические модели. Самые лучшие (и дорогие) из них могут развивать скорость порядка 150 км/ч и проходить десятки, а то и сотни километров на одном заряде. Правда, чтобы обеспечить себе все эти блага, придётся выложить кругленькую сумму – цена такого мощного железного коня может достигать двух миллионов рублей и больше, предела здесь нет. Такие суммы соизмеримы со стоимостью отличных бензиновых и дизельных авто. Да что там, даже электрическую Tesla сейчас можно купить за 3-4 миллиона рублей.

Есть мотоциклы и попроще, стоимостью до миллиона рублей: за эти деньги можно позволить себе неплохой Redshift SM или MX, Zero SR; даже у Yamaha есть своя электроверсия, и если хорошо поискать, то можно найти достойный вариант за копейки. При этом надо быть готовым, что запас хода на одной зарядке, скорее всего, не превысит 100 километров, а максимальная скорость будет ниже, чем у более дорогих опций.

Кстати, та же Harley-Davidson обещала свой е-байк ещё в 2014 году, и вот мы, наконец, дождались: LiveWire увидит свет в 2019-м. Сколько он будет стоить – пока непонятно, зато известно, что запас его хода будет составлять 80 километров, поэтому рискну предположить, что стоимость его установится в районе миллиона рублей, как и у других моделей нашей условной второй категории.

Намного дешевле обойдётся электроскутер. Средняя модель будет развивать скорость до 50 км/ч, сможет преодолеть на одном заряде до 80 километров (прямо как электроХарлей), а на подзарядку потребует 6 часов. Поставил на ночь на зарядку, уехал утром на работу, подзарядил на работе, уехал домой. Цикл повторить.

Крутить педали необязательно

Электробайки и электроскутеры встречаются на улице, пожалуй, не так часто, а вот электровелики – постоянно. Объясняется это более доступной ценой и возможностью свой велосипед сложить и унести с собой – такой можно и в метро прокатить, в отличие от обычного. А ещё есть способ этот транспорт немного обмануть: параллельно с работающим двигателем крутить педали, развивая намного большую скорость и экономя заряд.

Сегодня электрический велик можно купить даже по цене обычного. Бюджетный Airwheel E6 за 17,9 тыс. рублей вот, к примеру, складывается и раскладывается, как детская коляска, а зарядив его в течение трёх часов, вы потом проедетесь на расстояние до 30 километров. Вообще у Airwheel много интересных (особенно внешне) варианты велосипедов – взять тот же Airwheel E3 с нестандартной рамой в виде двух кругов. Ещё одна прикольная фишка моделей Airwheel – наличие USB-порта, с помощью которого можно прямо на ходу подзарядить телефон. К сожалению, сейчас модели этого бренда сняты с производства, но они всё ещё остаются в продаже.

Реально самостоятельный самокат

Готова биться об заклад, что когда вы в детстве катались на самокате, и ваша активная толкающая нога уставала, то мама просто бралась за руль самоката и везла вас домой. А стоило всего-то прикрепить к самокату моторчик! Не знаю, когда произошло это историческое событие, но кто-то догадался таки это сделать, и теперь мы можем купить это чудо-техники для своих детей или для себя.

Даже для самых маленьких можно найти электросамокат. Например, Razor Lil' E с сидением: такой подходит для детей от двух лет – ещё толком ходить не научился, а уже встал на самокат и уехал. Разгоняется агрегат всего до 3 км/ч, так что беспокоиться родителям будет не о чем. Для детей чуть старше (и маленьких взрослых до 55 килограмм, как я) у Razor есть модель Power Core E90, которая разгоняется уже до 16 км/ч. А детский электросамокат Z8 от уже упомянутой Airwheel выдержит даже 75 килограмм. Цена любого из перечисленных самокатов не превышает 16 тыс. рублей.

Вариант с сидением есть и для подростков, причём всё у той же Razor – Power Core E100S за 20 тыс. рублей гоняет на максимальной скорости 18 км/ч. О взрослых тоже подумали: они могут кататься на модели E300S со скоростью в целых 24 км/ч – победа в гонке с отпрысками обеспечена. Стоит это удовольствие 26,9 тыс. рублей.

Одним из самых известных брендов в электротранспорте стал Hoverbot: в его ассортименте больше не самокатов, а гироскутеров, но о них мы поговорим чуть ниже. Среди электросамокатов в линейке компании стоит обратить внимание на две модели: Hoverbot F-6 с фонарём, который разгоняется до 25 км/ч и способен покрыть расстояние в 35 километров на одной зарядке, и Hoverbot F-7 Premium, который выдерживает 120 килограмм веса и имеет съёмный аккумулятор. На второй вообще можно встать вдвоём с ребёнком и кататься вместе. Стоят эти модели 22 тыс. и 35,4 тыс. рублей, соответственно.

Похож на Hoverbot F-7 и электросамокат iconBIT Smart CARBON, но есть у него несколько выигрышных особенностей, начиная от настоящего бортового компьютера на руле и заканчивая материалом исполнения, благодаря которому самокат получился очень лёгким. При всём этом стоит он, кстати, столько же.

Старый добрый скейт по-новому

Электроскейты сопоставимы по ценам с электросамокатами, так что здесь нужно просто понять, на чём вам удобнее передвигаться. Если вас не пугает поездка с ветерком без руля, то электрический скейтборд – это ваш выбор. Для большей уверенности у Razor Cruiser, например, предусмотрен пульт, с помощью которого регулируется ускорение и торможение. Едет эта доска со скоростью 16 км/ч; такую же скорость может развивать и электролонгборд от Razor.

Скейты Airwheel M3 и Hoverbot LB-1 – это уже экспириенс для умельцев, уверенно стоящих на доске. Первый разгоняется до 20 км/ч, второй – до 25. Впрочем, научиться не так уж сложно, было бы желание. А ещё у первого очень интересная расцветка. Стоимость скейтов варьируется от 20 до 28 тыс. рублей.

Баланс на двух колёсах – и даже на одном

Вот мы и добрались, наконец, до гироскутера – пожалуй, самого модного электрогаджета сегодня. Почти каждый ребёнок хочет получить такой в подарок на день рождения, у коллеги нашей вот сын с бабушками всё-таки выпросили. Многим взрослым, кстати, он тоже может пригодиться, и не только для долгих прогулок вдоль реки – кататься на таком по огромному офису намного удобнее, чем бегать на своих двоих. Но начнём с малышей.

Звезда этого раздела, как и было обещано выше, – Hoverbot. Для детей бренд создал модель K-3 и встроил в неё дисплей, чтобы малыш мог смотреть мультики во время отдыха от покатушек. Видимо, производитель любит перестраховываться, потому что выдерживает эта штука до 75 килограмм – что ж, пусть потом никто не удивляется, что вместо ребёнка на гироскутер забралась его мама и уехала подальше от всех. Стоит такой 13,5 тыс. рублей.

Есть и более бюджетный вариант – Hoverbot A-3 LIGHT за 11 тыс. рублей. У него нет экрана с мультиками, зато разгоняется он чуть быстрее (15 км/ч против 10) и выдерживает уже 120 килограмм. Запас хода у обеих моделей достигает 15 километров. Побольше (22 километра) может проехать C-1 Light и C-2 Light, в каждый из которых встроена колонка для проигрывания музыки через Bluetooth. Быстрее всех заряжается, пожалуй, Hoverbot Фиксиборд – около часа вместо стандартных 2-3 часов. Все перечисленные варианты стоят меньше 20 тыс.

У iconBIT есть гироскутер с рулём, или даже минисегвей – Smart Scooter S 8. Особых жизненно важных отличий по техническим характеристикам у него нет, но наличие руля делает своё дело. Airwheel предлагает гироскутер с сидушкой S8:  он мало того что удобный, так ещё и позволяет покрыть большее расстояние – до 30 километров. Первый вариант обойдётся в 24 тыс. рублей, второй – в 36,8 тыс.

Пройдёмся немного по тяжёлой артиллерии. Есть у Airwheel такая «неведома зверушка» A3: и не гироскутер уже, и не велосипед ещё, а что-то между – эдакий суперкомпактный двухколёсный велосипед с сидушкой и рулём, у которого колёса расположены соосно. Самое подходящее название для него – гироцикл, ещё одно слово в нашу копилочку. Важное его отличие кроется в большем, чем у обычных гироскутеров, диаметре колёс. Стоит такой зверь уже 70 тыс. рублей.

И раз уж мы подошли вплотную к сегвеям, скажем пару слов и о них. Один из самых бюджетных – Airwheel S3 520 WH. Строго говоря, это не совсем сегвей, а гироскутер с рулём, в которой встроен дисплей. Стоит такой 83,5 тыс. рублей. Улучшенная версия S5 680 WH стоит уже 114 тыс., и тому есть причина: у модели просто огромные колёса, которые позволяют ездить даже по плохим дорогам, плюс увеличенный запас хода на одной зарядке.

У Hoverbot есть сегвей G-6. По характеристикам во многом похож на самокаты Hoverbot: проезжает 30 километров со скоростью 20 км/ч и выдерживает большой вес. Так что если вам есть, где ездить на таком, чтобы не мешались нерасторопные прохожие – рассмотрите этот вариант.

Под конец обзора слезаем с двух колёс и пересаживаемся на одно – моноколесо. Этот вид электротранспорта ездит так же быстро, как гироскутер или самокат, но при этом он намного более маневренный и удобный для переноски (сверху предусмотрена специальная ручка). Hoverbot S3, например, развивает скорость до 20 км/ч; при этом конструкция моноколеса позволяет лавировать между прохожими, не снижая скорость. А цена сопоставима с самокатом – 24 тыс. рублей.

И где подвох?

Да, никто не идеален, даже транспорт будущего. Самый главный минус электротранспорта заключается в его непосредственной сути – в аккумуляторах, которые имеют свой ограниченный объём и могут сесть в самый неподходящий момент. И вот в одну сторону вы едете с ветерком, а в другую – тащите своего «электроконя» на своей же спине. Покупая себе какое-либо из перечисленных транспортных средств, всегда держите в голове этот важный момент. Помните, каков лимит живучести у батарейки, не забывайте своё ТС вовремя подзаряжать – и тогда всё сложится. 

Ещё один минус может ждать вас на дороге (буквально). Если качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего, то передвижение, например, на гироскутерах или электросамокатах с маленькими колёсами превратится в пытку. Эти обстоятельства не всегда зависят от вас, да и тем более не говорят плохо о производителе – просто постарайтесь выбирать хорошие дороги (или сегвеи с большим диаметром колеса). 

В конце концов, гироскутеры и моноколёса, в отличие от остальных транспортных средств, можно обвинить в потворствовании нашей лени. Встал себе и едешь, вместо того, чтобы пройтись на своих двоих. А если ещё и в офисе весь день до этого просидел, то вообще прекрасная картина вырисовывается. Что могу сказать – не забывайте о сбалансированных физических нагрузках и следите за своей формой, друзья. 

Подводим итоги

Само собой, прогресс не стоит на месте. Согласно статистике, глобальные продажи тех же электрокаров стабильно растут. Индивидуальный электротранспорт перестаёт быть невидалью и становится повседневным средством передвижения. А главное, растёт сознательность: многие выбирают одно из электрических транспортных средств, потому что действительно задумываются об окружающей среде. Ну и на бензине хотят сэкономить, конечно.

Не сегодня, так завтра мы услышим о каком-нибудь новом виде транспорта – электрическом или нет, не так важно. Что поделать – разберёмся, напишем и про него. Чтобы не пропустить новый обзор, рекомендуем подписаться на наш Telegram-канал, там всё самое свежее и интересное, несмотря на Роскомнадзор. А если вы задумались о покупке в нашем магазине, то убедитесь, что вы подписаны на e-mail-рассылку – в таком случае вас будет ждать приятная скидка!