Вот уже несколько лет различные научно-популярные издания кормили нас обещаниями, что квадрокоптеры вот-вот начнут возить нам пиццу, суши, почту, посылки с Алиэкспресса и даже деньги из банкоматов. Звучит вроде классно, но это самое «вот-вот» ни в какую не хочет становиться действительностью. Однако небольшие подвижки в этом направлении определённо есть, и сегодня мы вам расскажем об одном из последних маленьких шажочков на пути к исполнению мечты ленивого человечества.

В Рейкьявике, столице Исландии, на неделе началась обкатка нового проекта, который представляет собой курьерскую службу из дронов. Авторами стартапа являются израильская компания Flytrex и местный аналог Delivery Club, сервис AHA. Вместе они проложили по городу небольшой маршрут, который соединяет две точки прямо через делящий столицу пополам залив. Следуя по этому маршруту, дроны развозят людям разные посылки, в основном продукты питания.

Сразу заметим, что Flytrex, в отличие от большинства других компаний, налаживающих воздушную логистику, не делают собственные летательные аппараты, а используют уже готовые беспилотники известного китайского бренда DJI, лидера рынка квадрокоптеров. Сэкономленные на разработке собственного оборудования силы и время компания потратила на изучение законодательства разных стран, создание необходимого ПО и обучение операторов.

Мы уже отметили выше, что израильский проект, как и большинство других подобных стартапов, не предполагает сложного маршрута: квадрокоптеры Flytrex летают через залив на севере Атлантического океана. По воздуху гамбургеры и суши добираются до клиентов за несколько минут, а вот на колёсах она едет не менее получаса. Запаса хода хватает на 10 километров, а максимальный вес заказа не должен превышать 3 килограммов. Ни то, ни другое не поражает воображение, но для городских условий и обозначенных целей таких показателей вполне хватает. К тому же руководитель проекта Ярив Баш считает, что увеличить их — не проблема.

Ещё пара слов про «железо». Пока у стартапа в ангаре только слегка модифицированный гексакоптер DJI Matrice 600. «Слегка» — потому что от стокового варианта дрон Flytrex отличает только грузовой отсек. Дальше обещают и больше дронов, и больше специфичных модификаций. По словам Ярива, в первое время машина будет делать до 20 вылетов в день, но к концу года этот показатель увеличится. Вместе с тем расширится и география доставки. К слову, клиенты не будут получать посылки прямо у порогов своих домов: из соображений безопасности коптеры Flytrex не приземляются, а спускают заказ на специальном тросе. Так что ленивому прогрессивному человеку всё же придётся пошевелиться.

К словам Ярива Баша, руководителя проекта, стоит относиться с известной долей скептицизма. В частности, он заявил, что Flytrex — это «первая в мире полностью автономная и работающая система доставки с помощью дронов». Однако внимательный журналист The Verge отметил, что израильтянин плохо подготовился перед этой речью и уж точно не сказал правду, поскольку та же компания Amazon, флагман на этом молодом, но высококонкурентном рынке, уже совершила несколько коммерческих доставок в Великобритании. У другой компании — Flirtey — таких вылетов уже десятки. Ну и напоследок: сервис Flytrex можно назвать автономным только с большой натяжкой, поскольку совсем без участия человека он обойтись не может.

Все это не значит, что новый стартап ничем не отличается от конкурентов. Есть у Flytrex большое преимущество перед ними. Эта компания, в отличие от других, предлагает своим партнёрам полный пакет услуг. Это означает, что заплатить за интеграцию сервиса дронодоставки в работу ресторана придётся всего один раз, и в результате клиент получит не только сокращение транспортных издержек на 60%, но и оборудование, и ПО, и техобслуживание, и услуги по обучению, и разрешение от правительства.