Представьте, что вы загорелись желанием купить первый квадрокоптер. Но не потому, что вы — продвинутый фотограф или оператор, который на земле уже всё снял, и теперь по долгу службы пора взмыть в небеса, а потому что вы увлекаетесь технологиями и любите гаджеты. Вы слышали, читали или даже видели, что дроны умеют делать красивые фотографии для Instagram с высоты птичьего полёта и качественные селфи, а у вас как раз намечается выезд за границу, четвёртый за год. А после — много приятных дачных выходных на чистой природе, с лугами, полями да озёрами. Где летом можно поплавать на лодке и покататься на велосипеде по ухабистым дорогам, а зимой — погонять на снегоходе. Из каждой вылазки вы привозите минимум четыре гигабайта фото и видео.

В общем, вы — человек, который любит фотографировать и которому есть что фотографировать, но от камеры на земле подуставший. Хочется чего-то нового, и этим новым вполне может стать аэросъёмка. Но пока вам невдомёк, с чего начать. Точнее, начать-то надо с покупки квадрокоптера, но какого?

DJI только для профессионалов?

Безоговорочным лидером на рынке беспилотных летательных аппаратов является китайская компания DJI — по итогам 2017 года этому производителю принадлежало 72% рынка, а у ближайшего конкурента (Parrot) только 7%. Вы наверняка слышали, что дроны этой компании дорогие и только для профессионалов. Отчасти это так: продукты DJI на самом деле не из дешёвых, и долгое время они создавались для использования в коммерческих проектах.

Все изменилось в 2016-м году после презентации Mavic Pro, первого квадрокоптера дешевле тысячи долларов для простых смертных. Есть мнение, что на этот шаг китайцев сподвиг анонс потенциального конкурента Karma от GoPro, который мог занять лидирующую позицию в почти свободной нише. К счастью или к сожалению, Karma в прямом и переносном смысле не взлетела.

Похожее изображение

DJI Inspire 2

Компактная революция 

Mavic Pro стал настоящей революцией на рынке, где DJI соперничала сама с собой. Двумя основными достоинствами устройства стали компактность и простота эксплуатации. Коптер имеет складные стойки, что позволяет ему достигать минимальных габаритов — 83 х 83 х 198 мм — и помещаться даже в фотосумку. Для сравнения: чтобы транспортировать тот же Phantom со всеми причитающимися аксессуарами, может не хватить и рюкзака. Да ещё и на сборку/разборку придётся тратить много времени. Проще говоря, Mavic стал воплощением того, чего катастрофически не хватало дронам DJI  мобильности. На даче или в походе с Phantom можно разложиться, а вот на экскурсии или прогулке — нет. Maviс же почти приблизился к сценарию использования, в котором подготовка к аэросъёмке заканчивается на том, чтобы положить дрон в карман.

Во-вторых, DJI сделала Mavic Pro настолько умным, что для управления им не всегда нужен пульт и даже смартфон. Гениальными «мозгами» компактного коптера стала Flight Autonomy, новейшая на тот момент разработка DJI, которая позволяет квадрокоптеру самостоятельно ориентироваться в пространстве, облетать препятствия, узнавать владельца в лицо и, случись что, возвращаться домой. В эту систему входит большой набор железа (GPS/ГЛОНАСС, 24 микропроцессора, пара сонаров и пять дополнительных камер) и продвинутого ПО. 

Flight Autonomy

Ещё одним большим шагом навстречу пользователям без лётной подготовки стала поддержка альтернативного управления: в случае с Mavic Pro вам не обязательно иметь при себе большой и дорогой контроллер — хватит и смартфона на iOS или Android. В приложении можно даже включить режим, в котором БПЛА начинает понимать язык жестов. Взмахнули рукой влево или вправо — дрон взял левее или правее. Поманили к себе или наоборот отмахнулись — он приблизился или отдалился. Сложили пальцы в рамочку — получите селфи.

К слову о фото. Камера, понятное дело, у Mavic Pro встроенная. С трёхосевым подвесом, 12-мегапиксельной CMOS-матрицей, диафрагмой f2/2 и углом обзора 78,8 градуса. С её помощью можно снимать видео 4К с 30 FPS или 1080 с 96 FPS.

Невероятно приятная мелочь

DJI сделала смелый ход, выпустив на рынок устройство новой категории, и этот риск оправдался, даже несмотря на высокий ценник и присутствие какой-никакой конкуренции со стороны Parrot и Yuneec. По данным исследовательской компании Kittyhawk, самым популярным квадрокоптером 2017 года стал именно Mavic Pro. В DJI же ещё раньше осознали популярность Mavic’a и продолжили ковать, пока горячо. Спустя полгода после выхода складного аппарата компания выпустила ещё один квадрокоптер без претензии на участие в съёмках голливудских блокбастеров — Spark. 



Эта модель у китайцев получилась ещё компактнее — 143 x 143 x 55 миллиметров. Маленький, но в карман всё равно не засунешь — зафиксированные стойки роторов не позволят. Вес устройства тоже ерундовый — 300 граммов. Что же умеет этот малыш? Да почти всё то же, что и Mavic Pro, но в меньшей степени. Например, разрешение фотографий составляет 3968 на 2976 пикаселей в JPEG против Mavic’овских 4000 на 3000 в RAW. С видео ситуация такая же: Spark записывает только 1080р, тогда как старшая модель может и в 4К. Автономность — 16 минут против 27 (на практике цифры меньше). Дистанция управления (через контроллер) — 2 километра против 7. Максимальная скорость — 50 километров в час против 65. 

«Почти» я написал не просто так: в отличие от Mavic Pro, Spark не имеет функции Terrain Follow, которая позволяет коптеру самостоятельно изменять высоту полёта относительно рельефа. Поэтому малыша лучше не упускать из поля зрения. Зато отсутствие Terrain Follow компенсируется расширенным режимом Gesture, который позволяет управлять машиной с помощью жестов. Чтобы начать общаться взмахами с Mavic’ом, вам придётся через приложение ввести его в этот режим. В случае со Spark’ом нужны только руки: дважды нажимаете на кнопку «Питание», чтобы включить, представляетесь технологии распознавания лиц Face Aware, отпускаете и машете дрону лапками.

Пусть Spark продаётся меньшим тиражом, чем Mavic Pro, однако и он наверняка занял одну из лидирующих позиций в сегменте селфи-дронов, где конкуренция ощущается ещё острее.

Лучший партнёр для первого раза

Нельзя не похвалить DJI за систематическую работу над улучшением своих продуктов: если выстреливает какая-то модель, знайте — через год-полтора у неё появится продолжение. И речь не об инкрементных обновлениях, как в последнее время всё чаще происходит со смартфонами от ведущих производителей, а о полноценных, которые можно назвать «следующим поколением». Mavic не стал исключением.



23 января этого года DJI представила в Нью-Йорке Mavic Air, новое поколение одноимённой серии квадрокоптеров. Именно эта модель на сегодня является лучшим выбором для всех пилотов-дилетантов, которые хотят фотографировать с новых ракурсов. Поговорим о нём подробнее.

Mavic Air

Сразу отвечу, для чего нужна была такая долгая прелюдия. Причины, собственно, две: во-первых, предыдущие модели — всё ещё конкуренты нового Mavic Air (дешевле или дороже, со своими преимуществами и недостатками). Во-вторых, чтобы осознать истинное превосходство Air, нужно проследить эволюцию новой концепции DJI — дрон, управлять которым не сложнее, чем разобраться в смартфоне. Как мне кажется, с выходом Mavic Pro китайская компаний стремится именно к этой цели.

Итак, что такое Mavic Air? Если в двух словах, то это квинтэссенция Mavic Pro и Spark. От обеих моделей Air вобрал лучшее. Во-первых, компактность —  Air больше Spark, но меньше Pro и складывается. В собранном виде габариты устройства равны 83 × 49 x 168 миллиметрам (Pro — 83 х 83 х 198 миллиметров; Spark — 143 × 143 × 55 мм). Вот вам для сравнения габариты iPhone 7 Plus: 158,2 x 77,9 x 7,3 мм. Как видите, это тот самый случай, когда коптер можно положить в карман. Вот только вряд ли его комфортно будет там носить — всё-таки 430 граммов будут сильно оттягивать.  

Во-вторых, лётные характеристики. Максимальная скорость — 68,4 километра в час против 65 у Pro и 50 у Spark. Дистанция полёта — 4 километра против 7 и 2, соответственно. Автономность — 21 минута против 27 и 16.

Фото и видео

Камера в Air однозначно лучшая в этой троице. Здесь у нас матрица CMOS на 1/2.3 дюйма, диафрагма f2,8 и 12 мегапикселей. Что на практике? Для начала, увеличилось максимальное разрешение фотографий — с 4000 на 3000 точек до 4056 а 3040 точек. Угол обзора тоже «подрос»: было 78,8 градуса, стало 85 градусов. Улучшилась и запись видео: Air, как и Pro, умеет записывать 4К с частотой 30 кадров в секунду, однако делает он это с большим битрейтом — 100 Мегабит против 60 Мегабит Pro’шки. Это значит, что пейзажи у Air’a получаются более детализированными, а мелкие объекты не сыпятся. Плюс появилась запись Full HD с частотой 120 кадров в секунду, которая при монтаже позволит замедлить видео в 4-5 раза. Также силами программистов DJI в новой модели квадрокоптера улучшился HDR: теперь он автоматически балансирует свет для выстраивания правильной экспозиции. Особенно полезно для зимних съёмок, когда буквально всё бликует от снега. Ещё одна фишка Air — сферическая панорама: коптер может склеить 25 фотографий в одну и сделать панораму с разрешением 32 мегапикселей, которую, разумеется, лучше смотреть в специальных VR-очках DJI Goggles, но можно и без них.

Конструкционно камера — а точнее, её расположение — тоже изменилось в лучшую сторону: теперь она утоплена в корпус, что делает её защищённее.

Самый умный

Летим дальше — «умные» функции. Прежде всего, конечно, стоит рассказать про Flight Autonomy 2.0, новый мозги для квадрокоптеров. На «железном» уровне новая система отличается наличием уже 7-ми, а не 5-ти дополнительных сенсоров, расположенных спереди, сзади и снизу, которые делают машинное зрение ещё лучше. Кроме того, появился помощник APAS, опознающий преграды на расстоянии от 0,5 до 30 метров и самостоятельно корректирующий полёт. Spark и Pro тоже регистрируют перед собой объекты, но в случае угрозы столкновения они просто прекращают движение. В общем, защита от неопытных пилотов у Air’a стала ещё лучше.

Как и в двух предыдущих моделях, у новинки есть функция Return to Home. Коптер запоминает весь пройденный маршрут и, случись что, следуя ему, возвращается на базу. Что важно — перед отправкой дрон фотографирует место взлёта, чтобы в случае экстренного возвращения приземлиться именно на него. Если локации не совпадут, придётся сажать вручную.

Прочие интеллектуальные режимы управления включают в себя:

  • ActiveTrack — преследование движущегося объекта;
  • SmartCapture — старое доброе управление жестами;
  • TapFly — ещё один реликт из прошлых моделей. Выберите на мониторе точку, к которой должен подлететь дрон, и он полетит.

Само собой, есть и интеллектуальные режимы съёмки QuickShots, делающие красивые снимки или видеозарисовки по готовым шаблонам, коих 6:

  • Rocket — снимок или видео с высоты под прямым углом;
  • Dronie — отлёт назад под углом с набором высоты;
  • Circle — облетает объект по кругу;
  • Helix — движется по спирали от объекта вверх;
  • Asteroid — новый шаблон, который проще увидеть, чем пересказать;
  • Boomerang — ещё одна новая программа, согласно которой коптер повторяет траекторию брошенного бумеранга.

Пара приятных мелочей, которых не хватало в Maviс Pro. Щедрые китайцы добавили дрону встроенный модуль памяти на 8 ГБ. Очень полезно, если в неподходящий момент забьётся флэшка. Ещё они прикрутили подставки на обе пары лучей. Раньше были только на задних, что вынуждало пользователей докупать их отдельно.

Минусы

Есть, однако, и несколько моментов, в которых Air проигрывает Pro. Во-первых, контроллер без встроенного дисплея. Речь не про монитор, а именно про штатный дисплей, на котором схематично отображается направление полёта. Если на Air вы потеряете видеосвязь, будет проблематично узнать, движется ли он по направлению к вам или от вас. И сразу второй недочёт — Air оставляет пилотов без картинки чаще, чем Pro. Дело в том, что новинку не оборудовали протоколом связи OcuSync, который задействует не только Wi-Fi. Это проприетарная система, которая позволяет транслировать видео с большим разрешением на большем расстоянии (до 7 километров) и с меньшей задержкой. Air же полагается только на Wi-Fi, что на практике сужает дистанцию передачи картинки на 4 километра и меньше. В городских условиях картинка, бывает, «сыпется» даже на расстоянии 1 километра, да и Full HD вы на мониторе не увидите и не прочувствуете все возможности VR-очков Goggles.

Комплектация

Раз уж заикнулся про комплектацию — договорю. Их у Air’a привычно две: стандартная и Fly More Combo. В первом случае вы получите сам коптер, пульт, батарею 4 пары пропеллеров (то есть 1 запасной комплект), набор бамперов, зарядку, кабель питания, USB-адаптер, чехол, защиту подвеса, 2 стика для пульта (съёмные, а не дополнительные), 3 держателя для кабеля, кабель Type-C и, наконец, 3 кабеля для пульта управления с разъёмами microUSB, Lightning и Type-C. Стоит такой комплект 58 990 руб. Во втором случае к уже перечисленным аксессуарам прибавятся 2 дополнительных аккумулятора (итого 3), 2 пары пропеллеров (итого 6), хаб для зарядки, адаптер для аккумулятора и транспортировочный кейс. Богато, но дорого — 74 990 руб. Стоит ли оно того?

Скажу прямо — да. Покупая всё по отдельности (а рано или поздно пригодится практически всё) выйдет дороже. Почему придётся? Как минимум с аккумуляторами ситуация следующая: любой опытный пилот скажет, что с одной батарейкой вы наиграетесь за пару недель и будете вынуждены купить дополнительную. В противном случае придётся не наслаждаться полётом, а, простите, страдать у розетки, моля господа, чтобы батарея зарядилась быстрее. Или чтобы эта розетка вообще была.

Картинки по запросу dji mavic air combo

Комплектация Combo c очками DJI Goggles

Вердикт

Что в итоге? Какой квадрокоптер выбрать? Для обозначенной в самом начале задаче — фото и видео для себя и друзей на выезде — Air. На сегодняшний день это самая технологичная модель в ценовом сегменте до 1000 долларов. Его опций хватит, чтобы удовлетворить любые потребности фотографа-любителя.

Есть ли у него конкуренты? Всё зависит от перспектив и энтузиазма пилота: если вы точно знаете, что рано или поздно ваше увлечение аэрофотографией перерастёт в способ зарабатывания денег, то, скорее всего, стоит присмотреться к Mavic Pro за 79 890 руб. или сразу к Mavic Pro Platinum за 87 890 руб. Название не обманывает: у них больше профессиональных задатков. В том же случае, если вы сомневаетесь, что ваших возможностей хватит для раскрытия потенциала Mavic’ов, поскольку в 90% случаев вы будете использовать коптер для красивых селфи, то крепко подумайте над покупкой Spark за 39 890 руб.

Надеюсь, этот обзор помог вам определиться с дроном или хотя бы задаться правильными вопросами. Если вы просто интересуетесь техникой и любите читать новости про технологии, читайте нас в Дзене и Telegram, а если задумываетесь о покупке, подпишитесь на нашу e-mail рассылку и получите приветственную скидку.